Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Categories:

гротеск


1908 год. Макет памятника «для определения пропорций»

Наверное, ни у одного памятника в России не было такой беспокойной судьбы, как у памятника Александру III работы Паоло Трубецкого в Санкт-Петербурге. Скульптор работал над монументом с 1899 по 1906 год, ему позировал фельдъегерь Павел Пустов, грузным телосложением напоминавший царя. Многие члены императорской семьи были против установки памятника, считая его карикатурой. Лишь благодаря решению вдовствующей императрицы, работу было дозволено довести до конца. Но на открытие памятника скульптора не пригласили.




Монумент, посвящённый «Державному основателю Великого Сибирского пути», был установлен напротив Московского вокзала — в благодарность за решение о постройке Транссиба. Сейчас почти на этом месте стоит гранитный обелиск «Городу-герою Ленинграду».



Один из авторов «Сатирикона» А. Рославлев написал две эпиграммы на работу Паоло Трубецкого:
«Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот, на обормоте шапка, на шапке крест, кто угадает, того под арест».

«Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа»


1 мая 1917 года

После Февральской революции по решению комиссии Временного правительства памятник периодически закрывали декоративными композициями



В 1919 году на постаменте со всех четырех сторон выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало»



В 1920 году над памятником установлена специальная композиция к встрече делегатов Второго конгресса Третьего Интернационала



Во время празднования 10-летия Октябрьской революции памятник используют в инсталляции, где скульптуру Александра III помещают в клетку.



После двадцати лет глумления памятник решают убрать с площади Восстания. В 1937 году начинаются странствования конной скульптуры Александра III.



Первоначально памятник убирают на склад, который находился на Лиговской улице. В течение двух лет решается судьба скульптуры, и в феврале 1939 года памятник принимает на хранение Русский музей. Как указано в акте приемки «без поводьев и с пулевыми пробоинами».

В 1939 году памятник перевозят в сад им. МОПРа (сейчас Михайловский сад). Монумент был оставлен лежать на площадке перед фасадом флигеля Росси. В дальнейшем предполагалось скульптуру на низком постаменте поставить здесь или в одном из внутренних дворов.

Планам реконструкции Михайловского сада и установки в нем скульптуры помешала Великая Отечественная война. Над лежащим на боку памятником сооружают укрытие из бревен и создают рукотворный холм из песка и земли, который засевают овсом. Во время обстрелов Ленинграда в холм попадает снаряд. Укрытие было повреждено, часть изваяния показалась над землей, но памятник не пострадал.

В 1950 году из разобранного постамента извлекли три каменных блока, которые были использованы при создании бюстов Героев Советского Союза в Парке Победы. Только в 1953 году памятник выкапывают из земли и переносят во внутренний двор Русского музея.



В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея.



Статую устанавливают на постамент, на котором раньше стоял броневик «Враг капитала». Ошибочно считается, что именно с этого броневика Ленин выступал на Финляндском вокзале (на самом деле броневик был собран в 1919 году).



Добавлю, что несколько лет напротив памятника императору Александру III стоял памятник с японской девочкой на тиранозавре. По словам одного из авторов проекта: «"Мы намеренно делали памятник японской девочке сходным по размерам с памятником Александру… Это такой вот диалог старого русского искусства и нового русского искусства. И, на мой взгляд, новое стопроцентно побеждает».

Позволю себе с этим не согласиться.

Tags: art, history
Subscribe

Posts from This Journal “art” Tag

  • честная реклама

    У меня есть друг Илья Сажин Он архитектор. От него я узнаю все новости про архитектуру. Например, что сейчас в оформлении кафе дизайнеры учитывают…

  • отпусти

    Скульптура “Cannot Let Go” by Hsieh Tong-Liang

  • к оружию

    Пристальное внимание властей к театральным постановкам и неадекватная реакция на них будет понятнее, если вспомнить историю. В XIX веке в Европе…

  • мелкая антропоморфная пластика

    Куклы. Автор украинский художник Анастасия aka Eslyn's Dolls

  • герои

    На Литейном в Петербурге закрасили супергеройское граффити, посвященное врачам. Действительно, так же лучше. А врача лучше включить в…

  • друиды

    Скульптуры южноафриканского художника Дэниела Поппера Про связь между человеком и деревом via

  • цап-царап

    Самая идея делать ставку на спецслужбы, которые украдут нужные изобретения (цап-царап), вместо того, чтобы заниматься кооперацией с научным…

  • лес

    Волны в лесу. © Jörg Gläscher

  • дурные праведники

    «Девушка, купающаяся в реке», Рембрандт, 1654 По поводу демонстрационной набожности и обрядобесия. В Талмуде приводится пример: мужчина видит,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 116 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “art” Tag

  • честная реклама

    У меня есть друг Илья Сажин Он архитектор. От него я узнаю все новости про архитектуру. Например, что сейчас в оформлении кафе дизайнеры учитывают…

  • отпусти

    Скульптура “Cannot Let Go” by Hsieh Tong-Liang

  • к оружию

    Пристальное внимание властей к театральным постановкам и неадекватная реакция на них будет понятнее, если вспомнить историю. В XIX веке в Европе…

  • мелкая антропоморфная пластика

    Куклы. Автор украинский художник Анастасия aka Eslyn's Dolls

  • герои

    На Литейном в Петербурге закрасили супергеройское граффити, посвященное врачам. Действительно, так же лучше. А врача лучше включить в…

  • друиды

    Скульптуры южноафриканского художника Дэниела Поппера Про связь между человеком и деревом via

  • цап-царап

    Самая идея делать ставку на спецслужбы, которые украдут нужные изобретения (цап-царап), вместо того, чтобы заниматься кооперацией с научным…

  • лес

    Волны в лесу. © Jörg Gläscher

  • дурные праведники

    «Девушка, купающаяся в реке», Рембрандт, 1654 По поводу демонстрационной набожности и обрядобесия. В Талмуде приводится пример: мужчина видит,…