Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Categories:

старообрядцы

Из статьи Андрея Громова «Старообрядческий модерн. Что получается, когда любовь к русской старине соединяется с идеей свободы»
Шедевры европейской архитектуры, созданные русскими архитекторами в русском стиле для русских старообрядческих общин



Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы

Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы был построен в 1915 году – и для своего времени выглядел тоже очень по-европейски: жесткий и лаконичный, с явной ориентацией на древнюю русскую Европу, то есть на архитектуру Пскова и Новгорода. Все это воспринималось тогда как сверхмодный европеизм. В это же время рядом на Миусской площади по эскизам Васнецова и проекту Померанцева (один самых ярких архитекторов поздней псевдо-русской эклектики) строился огромный Александро-Невский собор с 20 куполами разных размеров. Вот это было по-русски, а строгий стиль Никольского храма казался Европой.

Автор первоначального проекта – один из главных московских архитекторов модерна – Иван Кондратенко, к тому времени отказался от рельефной кладки и прочих «выразительных элементов» русского стиля. Теперь идеи русскости он передавал через лаконичность и строгость.




Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке

Одними из первых организовались, собрали деньги и уже в 1907 году утвердили проект староверы-беспоповцы Поморского согласия. Работу доверили архитектору Илье Бондаренко, который до этого был помощником у Шехтеля и проектировал здания для Мамонтова, и дали ему полную свободу. В итоге вышла совершенно удивительная церковь из железобетонных конструкций, в которой сочетаются жесткие элементы псковской архитектуры и неожиданные решения – например двускатная крыша колокольни сделана так, что выглядит как избушка на курьих или не на курьих, но точно на ножках.

Церковь эта расположена в Токмаковом переулке (в Басманном районе, недалеко от улицы Радио и Вознесенской церкви Казакова). Добрые советские люди закрыли церковь в 1930 году. Там находился сначала детский театр, потом – библиотека, потом какой-то завод, цех швейной фабрики «Космос». Потом здание пришло совсем в негодность и опустело. Зато вокруг построили жилые дома. Буквально вокруг. Почти впритык. Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы сейчас находится во дворе, среди советских 9-ти и 12-ти этажек. Так что, чтобы найти ее, нужно будет немного напрячь воображение или навигатор. Но это точно стоит того.



Покрово-Успенская церковь в Малом Гавриковом переулке

После Церкви в Токмаковом переулке старообрядческие общины выстроились к Бондаренко в очередь. Он строит храмы в Ногинске, Конаково, Павловском Пасаде, но главный свой шедевр создает в Москве. Недалеко от своей первой церкви в Малом Гавриковом переулке.

Покрово-Успенская церковь сегодня стоит как раз очень на виду, даже я бы сказал, слишком – она буквально находится на третьем транспортном кольце прямо возле одной из развязок Лефортовского тоннеля.

Бондаренко в своих мемуарах приводит историю о том, как в поезде студент с воодушевление рассказывал ему как в Москве какой-то европейский архитектор построил замечательный храм в Малом Гавриковом переулке прям как в Европе. И прибавил: жаль наши так не умеют.



Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Остоженке

А вот еще один вариант нового прочтения древнерусского архитектурного стиля с ориентацией на русский север. Строительство этого храма было инициировано Рябушинским, а спроектировал его еще один помощник Шехтеля, архитектор Владимир Адамович. Причем показательно, что к этому времени Адамович уже вышел из-под влияния Шехтеля и тяготел к неоклассицизму, но тут снова обратился к своему учителю, чтобы решить свою задачу с помощью идей модерна.



Храм Тихвинской иконы Божией Матери на Хавской улице

Эта церковь, расположенная на Серпуховском валу, построена общиной древлеправославных христиан-поповцев. И если для большинства церквей старообрядческого модерна в основе решений лежит опора на Псков и Новгород, тут на собор Василия Блаженного.

Впрочем, архитектор Николай Мартьянов хоть и пошел по пути «расписных завитушек и узорных куполов», но не стал лепить их друг на друга. Купола держат строгую геометрию и заметно разнесены друг от друга. Главная архитектурная идея контраст строгости и красочности; приземленности (вместо типичной вертикальной, тут горизонтальная доминанта) и полета; свободного воздуха и орнаментальной насыщенности.



Церковь Георгия Победоносца в Новохаритоново (Раменский район)

Эту старообрядческую церковь построил владелец фарфоровых заводов Иван Кузнецов в 1912 году в селе Новохаритоново. И пригласил одного из мэтров неоклассического направления модерна – Великовского. Который в этом проекте отошел от неоклассицизма и взял за основу неорусский стиль, сделав акцент на развитии идеи шатровых решений.

via

Tags: history, дизайн, религия
Subscribe

Posts from This Journal “дизайн” Tag

  • без звериной серьезности

    Новый дизайн эстонских паспортов via

  • властелины колец

    Наш паровозик из Ромашково вперед летит

  • впритык

    Архитектор Лазарь Чериковер был одним из основоположников физиологического минимализма. Он подробно рассчитывал, сколько место нужно человеку в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments