
В церкви считалось, что любая святыня способна творить чудеса. Рынок благодати существовал очень давно. Мощи были необходимы также для устройства храмов. По правилам VII Вселенского собора строить церкви без «полагания мощей» было запрещено. Нарушителей предписывалось отлучать от церкви. Святыни воровали и покупали. За них велись войны. Жители Умбрии хотели убить святого Ромуальда, чтобы только не упустить случая завладеть его останками. От тела скончавшейся Елизаветы Тюрингской ее почитатели отрезали кусочки ушей и соски. Карл VI раздавал соратникам ребра своего предка, св. Людовика.
Например, в XII веке один епископ посетил французское аббатство Фекамп. Монахи показали ему самую главную святыню – руку Марии Магдалины. Согнувшись поближе, якобы для того, чтобы поцеловать реликвию, епископ откусил кусок руки зубами. В аббатстве Сент-Фой в Конке один монах прослужил десять лет прежде, чем смог воспользоваться случаем и украсть череп Святого Фоя.
Римский священник Деусдона поставлял франкам мощи на заказ. Паломники, приходившие нескончаемым потоком в Святой Город, готовы были выложить огромные суммы за палец Святого Дамиана, ключицу Святого Антония или ресницу Святой Сабины. Это было очень выгодное занятие – тело одного святого можно было разделить на множество реликвий и продать их по отдельности. Богословы считали, что размер святыни не имеет значения – любая часть ее является источником благодати.
Существовало даже специальное понятие Furta sacra — кража святынь. Тела Святых Марцелла и Петра вытащили ночью из могил и вывезли из города.

Французская открытка конца XIX – начала XX века, наглядная критика почитания мощей. На одном изображении помещены все части мощей Власия, которые находятся в разных городах.
Но большинство святынь просто подделывалось. Массовым этот рынок стал после Четвертого Крестового похода. Крестоносцы разграбили Константинополь и начали распродавать реликвии в Европе. Большинство святынь в Россию привезли греки в XVI-XVII веках. Объясняли они это желанием спасти реликвии от поругания. В ХVI-XVII веках российское правительство скупило 23 части мощей святого Пантелеймона, 14 - Иоанна Златоуста, 14 - архидиакона Стефана, 9 - святого Луки, 7 - Иоанна Крестителя, 3 - апостола Филиппа, 4 - Марии Магдалины, 5 - Андрея Первозванного.
via
via
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →