Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Categories:

школа



В продолжение темы книги «Вертикальный прогресс».

Получил письмо от читателя. Оно довольно большое, но я процитирую его целиком (удалю только подпись). А потом позволю себе немного его прокомментировать.

«Здравствуйте, Дмитрий.

Перечитываю Ваши посты в ЖЖ, по ключевому слову "детское".
Вы довольно много критикуете советское прошлое, в том числе и за ужасные школы, садики, педагогические методики и т.д. И регулярно пишете посты о том, как всё прекрасно в Швеции, Финляндии, Франции и прочих местах. Как мудро написано на стенах Университета в ЮАР и прочее благостное и умилительное.


Не могу с Вами согласиться. Я ходила в сад, где группа была 35 человек. В коллективе, особенно детском, важны режим и дисциплина, потому что дети глупы, а воспитатель — не родитель, который является естественным авторитетом. Дети не видят дальше собственного носа. И если оставлять жизнь им на откуп, то будет просто бессмысленный и непродуктивный хаос. Как в сказке Праздник непослушания. И да, нас учили уважать коллектив и общее дело. И это было хорошо. Потому что советская этика — это этика коллектива. Мы, пяти- и шестилетние дети, сами сажали кустики в своём садике. Копали ямки, поливали и сажали. И всем в радость было. То, что мы сейчас утратили эту способность объединятся ради общего дела, сделало нас беззащитными перед произволом власти.

Любая система общественного образования находится в тесной связи с политикой страны. Перед педагогикой ставят задачи по формированию того типа поведения будущих взрослых, который нужен в данный момент стране. И советское коллективное воспитание было не "не высовывался из серой массы", это всё враньё. В любой системе и в любые времена глупые люди предпочитают говорить "ты чё, самый умный?" Это никакого отношения не имеет к политическому строю. А вот что имеет, так это "сам пропадай, а товарища выручай", "страна работает, чтобы вы могли свободно учиться, будьте достойны и благодарны", "не капризничай, и ешь, что дают. В мире полно детей, которые вообще голодают". И да, были садистки и дуры, я лично на нескольких таких напоролась, которые специально шли работать в детсады и школы, потому что это давало им легальную власть над детьми. Но была и этическая и экономическая система, которая приводила в эти организации людей думающих, мудрых, добрых и настоящих подвижников. И вторых было больше.

И при этом мы жили в очень свободной атмосфере, у нас было море времени на самостоятельную игру и общение. Да, мальчишки дрались. А что они должны крестиком вышивать? Они за справедливость дрались, за девочек дрались, да много за что. И ничего, никакое РОНО по кляузе нервной мамаши учителей за это зарплаты не лишало, как сейчас. И у нас были ребята, которые безо всяких драк авторитетами были. А драчуны, кстати, не были. Они просто были драчунами и как правило глупцами. Их боялись, но авторитетами они не были.

Нас вожатый в лагере отпустил за территорию утром до подъёма, чтобы мы подружке на ДР букет полевых цветов нарвали, и сам ещё и разбудил. Мыслимо ли это в современном летнем лагере в России или Финляндии? Нет. А у нас было. Мы учились отвечать за себя, и за коллектив.

Мы объездили полстраны, потому что директор школы мог просто созвониться с директором школы в Вологде и договориться, что на каникулах мы к ним приедем, поспим в спальниках в спортзале, а они — к нам. И для нас было вопросом чести оставить после себя идеальный порядок. А сейчас может что-то подобное произойти? Нет, конечно.

И к вопросу о разглагольствованиях, что все дети рождаются гениями, а школа делает из них посредственностей. Действительно, человек рождается с главной целью "приспособиться и выжить", он очень эффективен, но вся неиспользуемая эффективность затухает, это просто естественный процесс. Гениями детей делает, как правило, кропотливая, вдумчивая и целенаправленная политика родителей, а не школа. Не говоря уже о том, что по большей части для гармоничного развития общества не требуется, чтобы все были гениями. Гении нестабильны и не склонны к кропотливому труду. А для устойчивого роста страны необходим высокий процент людей, которые просто умеют спокойно и добросовестно делать свою работу. А гении нужны для вдохновения, для выработки общей концепции, для формулирования идеи, метода, подхода. Но в реальные процессы и объекты всё это превращают грамотные, творчески мыслящие и уверенные в себе люди и система, позволяющая этим людям реализовывать свои идеи без риска лишиться заработка. И в СССР, как ни удивительно, эта система была.

Когда я ещё школьницей первый раз попала в Швецию, я была потрясена тем, какие они глупые и скучные люди! И тем, как много у них качественных товаров. Но мы не шведы и никогда ими не станем, к счастью. А в Голландии, куда я тоже попала школьницей, весь тамошний класс травил девочку, которая интересовалась не последними хитами попгрупп, а проблемой мирового голода. Советская школа учила детей думать, формулировать мысли, задавать вопросы и искать ответы. Я училась в МГУ, где половина ребят на потоке, если не больше, были не москвичами и не питерцами. Посмотрите сейчас в Википедии биографии наших учёных, политиков, бизнесменов. В каких захолустьях они родились и учились! И советская система, система коллектива, дала им возможность выйти в люди. Может ли сейчас мальчик, родившийся в деревне Тюменской области, дорасти до министра? А в СССР мог! И это завоевание, мы огромную цену за это заплатили. Так что не надо хаять ту жизнь и тот строй. То, что СССР нещадно эксплуатировал часть собственного населения, ему чести не делает, безусловно. Но и Скандинавия, и США с Великобританией, и прочие нынче беленькие и чистенькие, которые с ещё большим цинизмом эксплуатировали жителей целых регионов, стравливали и продолжают стравливать целые страны, устраивали генацид, нам не судьи.

А уж о том, какими параноиками являются современные европейские и американские мамаши, и каких инфантильных, капризных нарциссов они растят под флагом "бережного отношения к индивидуальности ребёнка и заботы о безопасности", как они из отцов делают вторую маму, только без права голоса, я вообще молчу. Крайне редко можно встретить красивое и приятное детское поведение. И ничего особо гениального в этих детях нет, потому что гений — это труд, а они растят детей в праздности и развлечениях. Посмотрите современные книги и мультики, там же нет сильных переживаний. Даже диснеевский Бэмби, уж начто он прилизан в сравнении с книгой, и то, современным детям никто не показывает, расстроить боятся и иск потом получить от мамашки полоумной.

Простите, что так многословно и комканно я тут высказалась. Просто меня правда раздражает такая необъективность. Это похоже на поведение антипрививочников. Которые сидят в поголовно привитом обществе и разглагольствуют, что прививки бессмысленны и даже вредны. Имейте смелость посмотреть правде в глаза. Что такое была система образования в царской России, какую колоссальную положительную реформу провёл СССР, и почему именно так эту прекрасную систему меняют вот уже больше двадцати лет, а она всё ещё имеет ресурс к сопротивлению.

С уважением и наилучшими пожеланиями»

И мой небольшой комментарий к письму:

В любом обществе новаторы составляют не более 5-7%. Абсолютное большинство всегда принадлежит консерваторам. И это совершенно нормально, в противном случае социум постоянно бросался бы из одной крайности в другую. Тем не менее, без новаторов, которые ставят под сомнение традиционные ценности общество обречено на застой и деградацию.



Автор письма защищает не столько советскую систему образования, сколько свои хорошие воспоминания о детстве. Это – совершенно нормально. В детстве деревья были высокими, эмоции – чистыми, а черный хлеб с солью и подсолнечным маслом был самым вкусным. Плохо только, что автор письма не может отделить радость детства от глупостей системы. Так дембель, вернувшийся из армии, живописуя ужасы дедовщины, приходит к выводу, что иначе и быть не могло. Только так и становятся настоящими мужчинами и защитниками Родины! А кто не служил (не сидел) – тот не мужик.

В письме слышны отголоски несколько мифов, пустивших глубокие корни в сознании советских людей:

1. Миф о небывалом коллективизме НАШИХ людей.



В действительности же не было более атомарного и разобщенного общества, чем советское. Всем на всех было наплевать. Коллективизм был показным. Почти таким же, как советский интернационализм – можно было любить жителей Африки и угнетенных индейцев, потому что они были далеко, но здесь, на Родине были ххх, ххх, ххх, и еще с десяток слов, обозначавших разные национальности, за которые фейсбук меня забанит. Пьяные валялись на улицах, мимо упавшего человека проходили равнодушные люди, зато все единогласно голосовали за «Свободу Анджеле Девис!» и «Мирную политику КПСС горячо поддерживаем и одобряем».

Да в сегодняшних волонтерском движении и в благотворительности в тысячу раз больше коллективизма и человечности, чем во всех советских выходах на субботник из под палки.

2. Миф о невероятных успехах советской науки и образования



Какое-то время советская наука проехала по инерции на старой школе. Потом мощную подпитку дали технологии, подаренные нам союзниками во время войны, а также технологии и специалисты, вывезенные из Германии. Но потом почти вся отечественная наука держалась на технологиях, украденных на Западе. Воровали все – от дизайна пылесосов до детских игрушек. Результаты отрицательной селекции не могли не сказаться – страна начала быстро отставать от современного мира. СССР был конкурентноспособным всего в нескольких областях. В основном – в военной, а также в теоретической физике и математике. И рухнула страна не потому, что ее развалили американцы, а потому, что коммунисты обанкротилась по всем статьям.

3. Миф о том, что гениев должны воспитывать родители, а не школа
Я искренне не понимаю, почему одно мешает другому. Дело в том, что в большинстве своем родители не являются профессионалами. Наличие в доме пианино еще не делает вас пианистом, а наличие в доме ребенка еще не делает вас Родителем. А вот в школе работают именно профессионалы. Точнее – должны работать. Но об этом и написана книга – как делать детей умными. Я обязательно пришлю ее потом автору письма.

4. Миф о том, что мы тут умные и добрые, а там все глупые и жадные.
Простите, не буду никак комментировать эту глупость.

А также мифы про то, что дети глупы, что драться – это правильно (а что они должны крестиком вышивать), что подвижников в советской школе было большинство, что за завоевания надо платить огромную цену и пр.

Единственное, в чем я согласен с автором, это в развале системы детского летнего отдыха. Но и ее надо возрождать совсем на других основах. Без советских глупостей.

Буду признателен, если вы скажете, чья позиция вам ближе

Tags: детское, книги
Subscribe

Posts from This Journal “детское” Tag

  • вы уже большие, пора и вам узнать правду

    Учительница истории из Техаса Лесли Раш написала о том, каким образом в ее семье уже много поколений рассказывают правду о Санте. И этот способ…

  • письмо

    Прародителем американского стиля курсив стал Платт Роджерс Спенсер. Спенсер верил в то, что Бог — создатель всего красивого, и, наблюдения за…

  • переходы

    «Инвинсибл» и «Инфлексибл» еще

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 621 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →