© Christine Kapuschinsky
9 ноября буду читать осенне-зимнюю лекцию по фотографии в Киевской школе фотографии, а 11 ноября – в Одессе (место будет известно чуть позднее).
Из триады «человек – камера – объект для съемки» буду рассказывать про первое и последние. Потому, что про объективы написано огромное количество литературы, а про субъективы – почти ничего. А внутренние настройки фотографа в тысячу раз важнее внутренних настроек камеры. Как говорил прекрасный фотограф Робер Франк: «Реальность находится вовсе не по ту сторону объектива, о которой вы думаете».
Во время скайпа с Киевом мне задали вопрос о том, может ли обучение мешать фотографу и когда надо переставать учиться и идти снимать?
В связи с этим хочу рассказать про два подхода к образованию:
1. Моя дочь училась на режиссера во ВГИКе. Весть первый год студенты смотрели советское кино – по несколько фильмов в день. А потом обсуждали увиденное. Говорят, что так учился и Тарантино – он тоже впитывал в себя все достижения мирового кинематографа. По несколько фильмов в день.
2. А один мой знакомый поехал учиться на режиссера в Нью-Йорк. В первый день всех студентов разбили на тройки: режиссер-сценарист-оператор, дали им камеру и отправили в город – снимайте. А потом обсуждали отснятое.
Возвращаясь к вопросу – мне кажется, что надо совмещать оба подхода. Начинать снимать сразу, а обучение не заканчивать никогда. Никогда вы не достигнете такого уровня, что вам нечему уже будет учиться. Как говорил Уинстон Черчилль: «Когда я попаду на небеса, первый миллион лет потрачу на рисование. Хочется поглубже разобраться в живописи». Остановка в образовании равносильна творческой смерти.