Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Categories:

морской волк



Сражения на море во время Первой мировой войны ассоциируются с подводными лодками, дредноутами, броненосцами и крейсерами. В этом ряду история трехмачтового парусного корабля «Зееадлер» (морской орел – орлан) кажется невероятной.

Корабли начала ХХ века зависели от угля. С углем у немцев были проблемы – своих баз в Атлантике у них не было и достать уголь в открытом море можно было только захватив вражеский корабль. И тогда лейтенант флота Альфред Клинг предложил использовать в качестве рейдера парусник, который не нуждался в топливе и, следовательно, имел дальность плавания, ограниченную только запасами провизии. Идея показалась интересной – парусник не вызывал подозрений.




Командиром был назначен немецкий дворянин Феликс фон Люкнер. У него была очень бурная биография. В возрасте тринадцати лет Люкнер сбежал из дома и завербовался за еду и кров юнгой на русский парусник. Его карьера могла оборваться толком не начавшись: Люкнер выпал за борт и мог утонуть, поскольку капитан не хотел рисковать жизнями других членов команды. Его спасло вмешательство старшего помощника, вступившего в спор с капитаном (тот угрожал старпому гарпуном) и сумевшего с помощью добровольцев спустить шлюпку. К тому времени над Люкнером уже кружили альбатросы.

Люкнер перепробовал множество занятий: продавал книги Армии Спасения, помогал смотрителю маяка, охотился на кенгуру, работал в цирке, профессионально боксировал, был рыбаком, моряком, солдатом в мексиканской армии, железнодорожным строителем, барменом и трактирщиком. Некоторое время провёл в чилийской тюрьме по обвинению в краже свиней, два раза ломал ногу, а однажды был выброшен из больницы на Ямайке из-за отсутствия денег. В двадцать лет Люкнер поступил в немецкую навигационную школу, где сдал экзамены на помощника капитана. В начале войны Феликс фон Люкнер принял участие в сражении в Гельголандской бухте, а во время Ютландского сражения он командовал одной из башен дредноута «Кронпринц Вильгельм». Люкнер был чрезвычайно силён физически, мог сгибать монеты пальцами и рвать телефонные справочники.

Затем нужно было найти подходящий корабль. Выбор пал на захваченный в Атлантике немецкой подводной лодкой U-36 винджаммер (выжиматель ветра) парусник «Пасс оф Бальмаха». На него был установлен дополнительный дизельный двигатель мощностью в 1000 л.с., цистерны для солярки и питьевой воды и два артиллерийских орудия калибра 105 мм. Будущий рейдер получил мощную рацию, в его трюме были устроены помещения для содержания экипажей захваченных судов.

Английская морская блокада все более усиливалась, и проскользнуть даже паруснику через вражеские дозоры было практически невозможно. В Копенгагене немцы выкрали бортовой журнал с норвежского парусника «Малета», который местами исправили, подмочив водой. В каютах моряков были развешены фотографии, сделанные в норвежских фотоателье, комплект навигационных приборов, книги и пластинки в кают-компании и каютах офицеров, часть провизии также была норвежского производства. Были найдены матросы, говорившие по-норвежски. «Зееадлер» замаскировался под норвежский парусник «Ирма», следующий из Копенгагена в Мельбурн с грузом леса. Дополнительные помещения, запасы и два 105-мм орудия были завалены бревнами.

Люкнер планировал идти вдоль норвежских берегов, далее обогнуть с севера Шотландию и выйти в Атлантику обычным судовым маршрутом. 23 декабря «Зееадлер» попал в жестокий шторм, который его командир отметил как добрый знак. Теперь не нужно было придумывать причину для англичан, почему судовые документы и журнал подмочены. В Рождество в 180 милях от Исландии рейдер был остановлен английским вспомогательным крейсером «Эвендж», вооруженным восемью 152-мм орудиями. На борт рейдера поднялась досмотровая группа из 2 офицеров и 15 матросов.

Англичане досматривали «Зееадлер» довольно тщательно. Но немцы хорошо играли свои роли: Люкнер подвыпившего норвежского шкипера, а один из его офицеров, лейтенант Лейдерман – гостеприимного старпома. Осмотрев «норвежца», англичане пожелали счастливого плавания и предупредили о возможной угрозе со стороны германских подводных лодок и вспомогательных крейсеров.

Выйдя на просторы Атлантики немцы сбросили за борт груз леса и установили две свои пушки. Первой победой «Зееадлера» стал британский пароход «Глэдис Ройял», перевозивший около 5000 т угля из Кардиффа в Буэнос-Айрес. Экипаж взят в плен, пароход затоплен к востоку от Азорских островов. Через два дня та же судьба постигла британский пароход «Ланди Айленд» (4500 тонн сахара).


Команда «Зееадлера»

3 февраля в неспокойную погоду с рейдера был замечен большой четырехмачтовый барк «Антонин». Ради спортивного интереса немцы решили устроить регату. Ветер крепчал, француз начал убирать паруса, опасаясь за их целостность. Люкнер не убрал ни лоскутка – «Зееадлер» подошел к борту французского барка, с которого удивленно разглядывали «безумного норвежца». Внезапно был поднят германский флаг, и пулеметная очередь превратила в лохмотья столь оберегаемые капитаном «Антонина» паруса. После досмотра проигравший гонку барк был отправлен на дно.

Потом немцы обогнули мыс Горн и вышли в Тихий океан. Чтобы усыпить бдительность противника, Люкнер прибегнул к очередной импровизации. За борт были выброшены шлюпки и спасательные жилеты, заранее снятые с потопленных кораблей. На них были сделаны надписи «Зееадлер». Одновременно радио рейдера передало несколько коротких, обрывающихся на полуслове сообщений с сигналом SOS.


Маршрут «Зееадлера»

В конце июля командир рейдера решил дать своей команде отдых, а заодно провести некоторый ремонт самого «Зееадлера». На борту начал ощущаться недостаток питьевой воды и свежей провизии, что грозило цингой. Он бросил якорь у острова Мопелиа из архипелага Французской Полинезии. Тут было достаточно пустынно, можно было не только перебрать корабельный дизель, но и почистить днище корабля – за долгое плавание «Зееадлер» основательно оброс, что сказывалось на его скоростных характеристиках. Экипаж сошел на берег. Через три дня налетевший шквал, сорвав «Зееадлер» с якорей, выбросил его на рифы.

Но деятельной натуре бывалого графа претила маячившая перед ним и командой карьера Робинзона Крузо, хотя на Мопелиа была вода и много растительности, и большую часть провизии и снаряжения немцам удалось спасти. 23 августа Люкнер и пять человек матросов вышли в море на спасательной шлюпке, носящей гордое название «Кронпринцесса Сесилия» – так назывался один из германских лайнеров-трансатлантиков. Целью плаванья были острова Кука, а если позволят обстоятельства, то и Фиджи. Граф планировал захватить какой-нибудь парусник, вернуться за своими людьми и продолжить крейсерство. На острове Вакая немцев арестовали. Из плена граф Люкнер попытался бежать на катере, принадлежавшем коменданту тюремного лагеря. Катер был вооружен умело сделанным макетом пулемета. С помощью фальшивого пулемета немцы захватили небольшую шхуну «Моа», но их перехватил патрульный корабль.

В судьбе их товарищей, робинзонствующих на Мопелиа, тем временем произошел неожиданный поворот. 5 сентября к острову подошла французская шхуна «Лютеция». Оставленный за старшего офицер Клинг начал подавать сигналы бедствия. Француз увидел обломки «Зееадлера» и согласился помочь за треть страховой суммы. Немцы с радостью согласились, «Лютеция» бросила якорь, и к ней подошла шлюпка с вооруженными матросами. Французов попросили очистить корабль. Оставив на острове пленных американцев с захваченных еще «Зееадлером» шхун вместе с французами и их чрезмерно сребролюбивым капитаном, Клинг повел свой трофей на восток. Он планировал зайти на остров Пасхи и подготовить корабль к переходу вокруг мыса Горн – он все еще надеялся вернуться на родину. Однако 4 октября 1917 года «Фортуна» налетела на необозначенный на карте риф и потерпела крушение. Экипаж смог добраться до острова Пасхи, где и был интернирован чилийскими властями до конца войны.

Всего за 244 дня похода последний немецкий рейдер уничтожил три парохода и одиннадцать парусников общим тоннажем более 30 тыс. тонн. Идея о замаскированном под безобидный парусник рейдере полностью оправдалась. Феликс фон Люкнер заслужил прозвище «Морской дьявол», а команду его корабля окрестили «пиратами императора»

В конце Второй мировой войны мэр Галле, города, в котором Люкнер жил, попросил его провести переговоры о сдаче города с приближающимися американскими войсками, что он и сделал.

via
via

Tags: history, война
Subscribe

Posts from This Journal “война” Tag

  • империус

    Только сегодня узнал, что дизайн российских монет немного изменился после Крыма. Теперь на нем герб России 1993 года со всеми имперскими…

  • свидетель

    Несколько слов по поводу освобождения для обмена одного из свидетелей по делу сбитого «Боинга» – Владимира Цемаха. Конечно, его нельзя было…

  • бравы ребятушки

    Из книги «Горечь войны» Ниала Фергюсона Первая мировая дала человечеству много новых инструментов самоистребления. И это были не только танки и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →