Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

ближе к земле


1908. Продажа амулетов, предохраняющих от холеры. Рисунок из журнала «Огонёк»

Философ Глебкин в книге «Ритуал в советской культуре» замечает, что русское крестьянство в начале ХХ века не могло использовать абстрактные критерии для классификации предметов, «у них было отсутствие интереса ко всему, что находится за пределами повседневного существования». Так же они воспринимали и искусство. Примерно об этом писал социальный антрополог Маклюэн, исследуя африканские племена в 1950-60-е: например, при демонстрации им фильма, в кадре которого появлялась курица, зрители срывались с мест и бежали за экран, посмотреть, куда убежала курица.


Далее Глебкин пишет:
«Мы сошлёмся на один уникальный документ — на анкетирование, проведённое среди солдат Западного фронта группой артистов Передвижного театра им. П.П.Гайдебурова и Н.Ф.Склярской в сентябре-октябре 1917 года. Артисты показывали солдатам три спектакля («Не всё коту масленица», «Женитьба» и «Тель»). После этого солдатам предлагались анкеты с вопросами по поводу увиденного и услышанного. Ответы позволяют зафиксировать несколько важных закономерностей. Зрители вводили происходящее на сцене в повседневный контекст и воспринимали его, исходя из этого контекста. Так на вопрос, понравилась ли им героиня «Женитьбы», отвечали, например, так: «Невеста и мне нравится, я бы хотел на ней жениться», «Я бы женился – пусть напишет посурьезней в действующий флот», причём автор последней реплики дополнил анкету своим адресом.

А так как главной реальностью, заменившей бывшим крестьянам повседневный труд на земле, стала реальность политическая, то и значимость спектаклей и оценка их содержания мыслились в понятиях, выработанных политическим контекстом. Например, по поводу спектакля «Не всё коту масленица» в одной из анкет говорилось: «Я попросил бы товарищей артистов, чтобы побольше разыгрывали такие сцены, где было ясно представлено, как нас уничтожают буржуи, и чтоб можно было пролетариату свергнуть это иго буржуазии и силу капитализма, и чтобы наш класс увидел, как нас раньше обманывали буржуи. Пусть они будут прокляты, как на сцене буржуй проклинал бедную семью». По поводу «Женитьбы» один из солдат написал: «Это нас не интересует. Товарищи, нужно это выяснить, к чему эта «Женитьба» нас приведёт? Неужели ещё Учредительное собрание отложат? Тогда мы все обратимся к нашему правительству другим способом!»

Стоит заметить, что эти реплики солдат из крестьян были ещё литературно обработаны. Те, кто умел писать, дословно в анкетах писали так:
«Товарищи. Я признаю, что нам на фронте пиясы и тиатры не нужны. Мы ждём весёлых и радостных дней. Товарищи: нельзя ли нам соединица и достич этих радосных дни»; «Мы получили одну тоску и грусть, нам нужно заботица необтанцах и не о песнях, а об деле; каком деле – я вам укажу: например, долой войну. Долой войну, да здравствует мир! Долой керенского, да здравствуют большевики!»

Из телеграм-канала «Толкователь»

Tags: history, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “history” Tag

  • беллетристика

    Письма Войновича

  • а ты что, там был?

    Художник Юло Соостер принимал участие в знаменитой выставке, разгромленной Хрущевым. У картины «Глаз яйцо» Александр Шелепин, обращаясь к Хрущеву,…

  • титаны

    Игорь Стравинский, Николай Набоков (композитор, брат Владимира Набокова), Вера Судейкина-Стравинская, Уистен Хью Оден

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments