Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Category:

из истории типографики



Интересна история замены твердого знака на апостроф.

Реформа орфографии была придумана не большевиками. Впервые она оформилась в виде «Предварительного сообщения» Орфографической подкомиссии при Императорской Академии наук под председательством русского филолога и лингвиста Алексея Шахматова еще в 1904 году. Но тут началась Первая русская революция.

В 1911 году особое совещание при Академии наук в общем виде одобрило работы предварительной комиссии и вынесло по этому поводу свою резолюцию: детально разработать основные части реформы. А с 1912 года появляются книги, напечатанные по новой орфографии. Идею реформации поддержали на съезде преподавателей русского языка и словесности в конце 1916 года.

Сама же реформа была объявлена Временным правительством 11 (24) мая 1917 года в виде «Постановлений совещания по вопросу об упрощении русского правописания». Планировалось поэтапное введение реформы, согласно которой младшие школьники должны были учиться по букварям новой орфографии, а старшие классы учились бы по старой.

Но потом к власти приходят большевики и берутся за дело решительно. Указом от 4 (17) ноября 1917 года они отменяют свободу печати.


И из всех типографий физически изымают буквы Ъ, Ѣ, Ѳ, I. Вот как это описывает Лев Успенский в своей книге «Слово о словах»:

«… с каким истерическим визгом, на каких высоких нотах писал еще в 1917 году, ожидая неизбежной реформы правописания, в ретроградном журнале "Аполлон" некто В. Чудовский о букве "ять" (ее ожидала судьба, одинаковая с "твердым знаком"): "Убийство символа, убийство сути! Вместо языка, на коем говорил Пушкин, раздастся дикий говор футуристов… Могут законно отнять сословные, вотчинные, образовательные преимущества, – мы подчинимся законной воле страны; но букву "ять" отнять у нас не могут. И станет она геральдичным знаком на наших рыцарских щитах…"
(Журнал "Аполлон", 1917, No 4-5.)

Эти же неистовые вопли раздавались и по поводу твердого знака – "ера".

Правительство приказало уничтожить эту букву везде, где только она стояла понапрасну, оставив ее, однако, в середине слов в качестве "разделителя". Казалось бы, кончено. Но противники уцепились даже за эту оговорку.

В типографских кассах под видом разделителя было оставлено так много металлических литер "ъ", что буржуазные газеты и брошюры упорно выходили с твердыми знаками на конце слов, несмотря на все запреты.

Пришлось пойти на крайние меры. Против буквы вышли на бой люди, действия которых заставляли содрогаться белогвардейские сердца на фронтах,– матросы Балтики. Матросские патрули обходили столичные петроградские печатни и именем революционного закона очищали их от "ера". В таком трудном положении приходилось отбирать уже все литеры начисто; так хирург до последней клетки вырезает злокачественную опухоль. Стало нечем означать и "разделительный ер" в середине слов. Понадобилось спешно придумать ему замену, – вместо него стали ставить в этих местах апостроф или кавычки после предшествующей буквы… Это помогло: теперь на всей территории, находившейся под властью Советов, царство твердого знака окончилось. Апостроф не напечатаешь в конце слова!»

После этого написание апострофа как разделительного знака (под’ём, ад’ютант) стало восприниматься как часть реформы, хотя на самом деле с точки зрения декрета Совнаркома такие написания являлись ошибочными. Затем апостроф вместо твердого знака стал использоваться и в книгопечатании. Даже оригинальный текст конституции СССР 1924 года был напечатан с использованием апострофа вместо твёрдого знака.

В августе 1928 года Наркомпрос признал несвойственным русской грамматике использование апострофа в середине слова вместо буквы «твёрдый знак», но к этому уже привыкли.



В машинописи эта традиция продержалось гораздо дольше. В России первая пишущая машинка была произведена только в 1928 году в Казани, а до этого машинки переделывали из иностранных (напомню, что латинский алфавит короче русского). А для экономии числа клавиш дешевые пишущие машинки делались без твердого знака.

Добавлю, что молодой, но очень талантливый Дмитрий Лихачёв за свой полушутошный доклад «О старой, традиционной, освящённой, исторической русской орфографии, попранной и искажённой врагом Церкви Христовой и народа российского», сделанный в дружеском кругу в 1927 году, получил пять лет срока на Соловках.

p.s.
Интересно, что пишущие машинки вообще нанесли серьезнейший удар по типографике.
Именно из-за ограниченности клавиатуры.

Tags: history, дизайн
Subscribe

Posts from This Journal “дизайн” Tag

  • метафора

    Пример хорошего дизайна. Мороженое в Неаполе

  • выйди из класса

    Деревенская школа в Германии - быстрый спуск для первоклашек

  • маскировка

    Когда компания Зингер начала продавать швейные машинки для домохозяек, оказалось, что простой и функциональный дизайн вызывал отторжение у женщин…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments