Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Categories:

немного аллегорической живописи


Орас Верне «Польский Прометей». 1831 год

Аллегория неудачного ноябрьского восстания, предпринятого поляками против власти Российской империи. Причиной для восстания, начавшегося в ночь с 29 на 30 ноября 1830 года, была политика российского императора Николая I, нарушавшего польскую конституцию 1815 года, поддерживавшего цензуру и преследовавшего Патриотическое общество.

В центре полотна на переднем плане лежит одетый в белый китель поляк, зажавший в мёртвой руке эфес своего бессильного оружия — обломок солдатского палаша. Он был участником ноябрьского восстания, подавленного русской армией, и символизирует жертву, понесённую польским народом в борьбе за свободу своей родины. На груди поверженного повстанца распростёр крылья чёрный орел с цепью регалий на шее, воплощающий Российскую империю, растоптавшую независимость Польши. Задний фон полотна делится на две части. На левой стороне трагическое настоящее: пожарище, разрушения, вызванные боевыми действиями против повстанцев, бегущие от всадников люди, олицетворяющие поражение поляков. На правой стороне — пышущее верой и надеждой мирное голубое небо, на фоне которого видны польские кавалеристы, одетые так же, как их убитый товарищ, и символизирующие что борьба ещё не окончена и Польша добьётся независимости в будущем



Ян Матейко «Полония»

Картина символизирует поражение польского восстания 1863 года. Польша изображена в виде женщины, на которую надевает наручники кузнец под надзором русских военнослужащих. Польшу окружают поляки, ожидающие ссылки в Сибирь. За спиной Польши находится Литва, ожидающая своей очереди



Яцек Мальчевский «Польский Гамлет. Портрет Александра Велёпольского». 1903

Герой расположен в центре композиции, в окружении двух женщин, каждая из которых представляет собой Польшу. Расположенная справа пожилая женщина с белыми волосами одета в тёмные одежды, её руки скованы, её лицо приобретает выражение печали, отчаяния и осознания своего положения. Она воплощает в себе Польшу порабощённую, измученную, не способную освободиться от ига. Она символизирует «Старую Польшу». На левой стороне молодая девушка, полуобнажённая, разрывающая оковы. Она полна энергии, и её лицо выражает борьбу. Она символизирует «Молодую Польшу» — перерождённую, обновлённую, способную к действию, способную прекратить долгосрочное пленение, стать раз и навсегда свободной. Поза мужчины, его опущенный взгляд, ромашка в руках символизируют сомнения и раздумья, выбор, который предстоит сделать польскому народу.



Эдвард Исто «Атака». 1899 год

В 1899 году российский император Николай II издал февральский манифест, ограничивший автономию Финляндии, полномочия финского Сейма, и сделавший Великое княжество Финляндское субъектом имперских законов. Этот период был назван «временем гонений», когда русский язык повсеместно внедрялся во все стороны жизни финнов — от школ до сферы государственного управления, в результате чего финны чуть не потеряли свой собственный язык

Российский двуглавый орёл напал на девушку — олицетворение Финляндии. Женщина изображена в одежде белых и синих красок, цветов Финляндии, а на пряжке её пояса — финский герб. Молодая и целомудренная дева c золотистыми волосами выглядит беспомощной и охваченной паникой, стоя на обрыве у бушующего моря. В руках у неё свод законов Финляндии — почти столетний символ страны эпохи автономии. Парящий в небе ужасный гигантский двуглавый орел — эта животная персонификация имперской России — атаковал девушку в попытке вырвать у неё из рук и уничтожить книгу с латинской надписью «LEX», разрывая её страницы своими когтями. Бурная вода, тёмное небо и бесплодный берег на заднем плане полотна символизируют попрание Россией прав Финляндии, а курильня, упавшая к ногам девы, представляет собой ушедшую эпоху благополучия. Несмотря на всё это, на горизонте виднеется новый рассвет

Работа Исто попала в ряд символов протеста против русификации и сыграла важную роль в борьбе финнов за независимость, несмотря на попытки официального запрета на её показ и распространение: репродукции цензурировались, их распространение пресекалось жандармами, а печатные формы уничтожались



Почтовая карточка «Атака отбита»

Tags: art, history, политика
Subscribe

Posts from This Journal “art” Tag

  • простое

    Кирсти Элсон. Старые деревяшки

  • экспрессия

    Интересный художник-график Стасис Эйдригявичюс (Stasys)

  • глубокий цвет

    Капелла Ротко в Хьюстоне. Автор считал, что его картины нужно рассматривать с расстояния в 10-20 сантиметров, чтобы в боковое зрение не попадало…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 200 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →