Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Categories:

первый


Сай Твомбли. «Коронация Сесостриса»

Прочитав более тысячи комментариев к постам про Сая Твомбли, выделю самый популярный и самый ошибочный – если надо что-то объяснять, то это не искусство. Он встречается в самых разных формулировках: а если бы у картины не было подписи, а если бы подпись была другой, а если бы картину объясняли бы по другому… Суть в том, что объяснять или добавлять что-либо постороннее к живописи – это нечестно. Это нарушает правила игры.

Я хотел бы предложить универсальный закон искусства, который снимает это противоречие. Но сначала несколько примеров:


Не кажется ли вам, любители «честности», что в художественных фильмах режиссер не имеет права добавлять закадровую музыку для создания настроения – это же нечестно, в жизни так не бывает, режиссер обязан другими средствами добиваться нужного эффекта и т.д. Я ни разу не слышал таких протестов, а знаете – почему? Вы просто к этому уже привыкли и даже не замечаете в этом ничего необычного.

И таких примеров огромное количество. Никого не смущает, что мы слышим мысли Макса Отто фон Штирлица? Это же нечестно! Все должно быть понятно без голоса Копеляна за кадром! А стихи под музыку вас не напрягают? Что это за дешевое украшательство? А как можно к песне делать видеоряд – это же вообще нечестно! А спецэффекты в кино? А редактирование фотографий в фотошопе и т.д. Вы правда не понимаете, что это все явления одного порядка? Что это нарушает «честность» и смешивает жанры.

Еще в середине XIX века композитор Ференц Лист пропагандировал идею синтеза искусств. Он считал, что время «чистых искусств» закончилось и связывал развитие музыки с ее симбиозом с живописью и архитектурой. Лист создал новые инструментальные жанры – рапсодию и симфоническую поэму. Из него выросла светомузыка и Жан Мишель Жарр

А теперь Первый универсальный закон искусства
Цель любого искусства – производить впечатление.
И для достижения этой цели можно делать все, что угодно.


Можно смешивать любые жанры и направления. Можно читать двухчасовую лекцию перед показом произведения искусства или не объяснять зрителям ничего. Можно рисовать член на мосту перед зданием ФСБ. Можно изменять сознание зрителей. Все – честно.

p.s.
Самая страшная рецензия, которую я видел, была в книге отзывов на выставке одного художника: «Знаете, я посетил вашу выставку и вообще ничего не почувствовал». Вы можете ничего не чувствовать от Твомбли. Имеете полное право. Я вот ничего не чувствую от Никаса Сафронова. Но не надо обвинять Твомбли в том, что что-то делает не по правилам. Искусство – это не спорт. В нем нет правил.

Второй универсальный закон искусства будет совсем скоро

Tags: art, классификации, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “art” Tag

  • еще один день

    Another day, © Pejac

  • свет

    Ипполито Каффи «Солнечное затмение над Венецией» 1842 год

  • новый язык

    Алексей Титаренко «Город теней» Фотография с ее длинной выдержкой подарила нам такое понятие, как «смазанность». Что сильно расширило язык…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 295 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →