Некоторые идеи трудно понять сразу. К ним нужно подходить постепенно. Шаг за шагом.
1. Вкус можно развивать.
Дети пробуют горький шоколад
Маленьким детям нравится сладкое. Они, как правило, не любят оливки, икру, горький шоколад. Как вы думаете, что они выберут: Лапсанг Сушонг с запахом лыжной мази или кока-колу? Пармезан или мармелад? Рибай или поп-корн?
Начиная читать дети следят в основном за сюжетом. Им нравятся сказки, приключения и фантастика. Подрастая некоторые потом начинают обращать внимание на стиль, композицию, контекст и подтекст.
Точно так же всем детям нравится реализм и яркие картинки. Чтобы было понятно. Многие взрослые останавливаются на этом уровне.
Притворяются ли взрослые, которым нравится горький шоколад?
2. Одни и те же вещи можно понимать на разных уровнях.
Фильм «Форест Гамп» можно смотреть как ржачную комедию про придурка, который разбогател. А можно получать удовольствие, считывая аллюзии и разгадывая авторские загадки.
Знаете, что за парень в рубашке из американского флага обнимает Фореста на митинге против войны во Вьетнаме? Это анархист Эбби Хофман – символ антивоенного движения и эпохи контркультуры. Он, например, организовал акцию протеста, в ходе которой 50 000 человек пытались с помощью психической энергии заставить левитировать Пентагон, чтобы американская военщина прекратила войну. Он разбрасывал на Нью-Йоркской бирже настоящие и фальшивые доллары, наблюдая, как брокеры дерутся за них. После этого инцидента фондовая биржа потратила 20 000 долларов на ограждение галереи для зрителей пуленепробиваемым стеклом
Фанаты Битлз поймут, что на встрече с Форестом Леннон говорит цитатами из песни Imagine. Знатоки истории догадаются, почему Форест играл именно в пинг-понг в Китае и при чем тут Черные пантеры.
Это же правило действует и в искусстве. В 1961 году итальянский художник Пьеро Мандзони собрал собственные фекалии в 90 консервных баночек, написал на них «100% натуральное дерьмо художника» и продал их по цене золота.
Вы можете реагировать на это, как на пример человеческой глупости – вот лошары какие и кто же на это повелся? А 2016 году одна из этих баночек была продана за 275 000 евро, а за ваше дерьмо почему-то никто таких денег не заплатит. Странно, да? Вы же тоже так можете? И даже ваш ребенок так сумеет.
А можно знать предысторию. Мандзони считал, что все критики трусы и им нравится только дерьмо. И он взялся это доказать. И доказал. И это довольно глубокая мысль – если ваше творчество всем нравится, значит с большой вероятностью вы гоните попсу.
Чем больше вы знаете, тем вам интереснее.
3. Некоторые вещи просто невозможно понять без знания контекста.
Есть такое искусство – опера (от итальянского слова «работа»). Оно берет начало еще в античной трагедии. За тысячи лет опера прошло большой путь в своем развитии. Например, итальянцы воевали с французами, считая что французский язык совершенно непригоден для пения. Возможно, для непосвященного опера выглядит глупо. Если человек не знает либретто и не понимает итальянского – он вообще ничего не поймет.
Когда немое кино впервые появилось в Японии оно было практически непонятно зрителям – слишком сильны были различия. Например, жесты и мимика европейцев в корне отличались от японских традиций: если у первых, например, проявлением любовной страсти во время свидания были пылкие объятия, то у вторых о взаимных чувствах свидетельствовало стыдливое отворачивание друг от друга. Это привело к появлению профессии комментатора – бэнси, который разъяснял зрителям происходящее на экране, чтобы избежать непонимания или комического эффекта. Бэнси стали интонировать голосом в зависимости от амплуа героя, действия которого они объясняли: для злодеев использовался бас, для героев-любовников — тенор, для героинь — фальцет. Иногда они игнорировали текст и занимались импровизацией и могли полностью поменять смысл фильма.
Не все, что вам сразу непонятно, является глупым или бессмысленным
4. Автор ничего не должен зрителю. И зритель ничего не должен автору.
В 1962 году Никита Хрущев посетил выставку авангардистов в Манеже. Чаще всего он использовал слова «дерьмо», «говно» и «мазня»:
«Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! Что это такое? Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть? Все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю! Запретить! Художников учили на народные деньги, они едят народный хлеб и должны работать для народа, а для кого они работают, если народ их не понимает?»
Не вы кормили, одевали и обували художника. Не вы покупали ему холсты и краски. Он вам ничего не должен. И искусство вам ничего не должно – оно не должно быть простым, понятным, не должно украшать, развлекать, возбуждать. И вы ему ничего не должны. Если вы не понимаете идею автора, это не делает вас хуже или глупее. Но об уровне развития человека говорит его реакция на новое, непривычное и непонятное. Самые примитивные и распространенные реакции – отторжение и агрессия. Потому, что они не требуют никаких усилий.
Не надо и завидовать художнику. 99,99% из них спиваются, умирают в нищете и безвестности, бросают это занятие и начинают работать клерками. Шанс стать известным художником гораздо ниже вероятности выиграть в лотерею. Если вы не интересовались историей искусств – сколько отечественных художников вы сможете вспомнить? Три-четыре десятка, не более. Сравните это количество с количеством жителей России за всю ее историю. А современных художников вы сколько знаете?
Вы жалуетесь на непонятность современного искусства? А попробуйте вспомнить, когда в последний раз вам удалось ярко и полно передать собеседнику свои эмоции? Согласитесь, что слова «Классный фильм» или «Потрясная музыка» не являются полностью адекватными вашим переживаниям. Это сложна работа – передавать эмоции. Художник пытается ее сделать.
И иногда у него получается.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →