Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Categories:

метро



Пётр Иванович Балинский – российский инженер и архитектор. В 1893 году он разработал для Санкт-Петербурга «Проект по учреждению Общества для постройки метрополитена столицы».

Император приказал организовать Особую Высочайше утвержденную комиссию из всех министров. Комиссия нашла проект нужным особенно «в вопросе об удешевлении жизни среднего и беднейшего классов города, но отказала в финансовой поддержке. Поводом для отказа послужило то, что Министерство финансов как раз изыскивало 120 млн. руб. для военного займа. Тогда Балинский решил получить субсидии за границей и в 1899 году отправился в Англию в числе лиц, сопровождавших министра внутренних дел Горемыкина. Он нашел возможность самостоятельно получить в Англии субсидии в размере 290 млн. рублей на устройство метрополитена и сумел уговорить инвесторов приехать в Россию и в качестве аванса внести в предприятие 25 млн. руб. Но Горемыкин был смещен со своего поста и Балинский потерял авторитетную поддержку.




Следующую попытку Балинский совершил в 1901 году. Вместе с американским инженером Мерри А. Вернером он представил в Министерство внутренних дел еще один проект, который был рассмотрен в Комиссии о новых железных дорогах при Министерстве финансов. «Задумано было по направлениям, избранным и указанным на Генеральном плане провести железную дорогу на высоте от 5 до 10 м в два пути, а где позволяет ширина улиц, то в 4 пути… Для перехода через Неву и ее рукава построить 11 железных конструкций… На месте, занимаемом ныне Обуховской городской больницей, соорудить трехэтажное здание самого большого в мире Центрального вокзала. Он должен стать местом прибытия и отбытия всех пассажирских поездов, приходящих в Санкт-Петербург, а также местом соединения их с поездами метрополитена, то есть узлом всего пассажирского движения». От центрального вокзала в стороны должно было расходиться одиннадцать лучей. Кроме того, предполагалась еще одна линия метрополитена – «большое кольцо». Длина всей дороги составила бы 95,5 версты (101,2 км). Поезда должны были следовать через каждые 2,5 минуты со скорость 40-70 верст в час (42,6-74,2 км).

Общая стоимость проекта составляла 190 млн. руб. Балинский и Вернер желали получить концессию на 90 лет. При этом на время постройки и эксплуатации метрополитена они требовали в бесплатное пользование свободные городские территории по которым пройдет метрополитен. В первый год эксплуатации предполагалось получить 2 432 700 рублей чистого дохода, а через десять лет прибыли учетверялись. Кроме того, под эстакадами железной дороги Балинский намечал устройство складов и магазинов, арендная плата с которых также поступала бы в пользу предпринимателей.



На первых обсуждениях в Комиссии проект нашел сторонников, в том числе градоначальника Клейгельса, однако против выступили городской голова Лелянов, гласный (депутат) Городской думы Тройницкий и представитель Святейшего Синода Дылевский. Дылевский сразу указал на то, что существуют строительные нормы, по которым рядом с церквями не могут быть установлены никакие столбы ближе чем на 20 саженей (около 42,68 м). Одновременно, против выступила Комиссия о северных железных и водных путях и торговле петербургского порта при Городской думе, усмотрев в проекте нарушение интересов города. Проведение дороги на уровне второго и третьего этажей затемнило бы улицы, а непрерывный шум обесценил квартиры. Кроме того, проект появился именно в тот момент, когда Дума запланировала строительство сети электрических дорог (трамвая). Рассмотрев все замечания в июне 1901 года, общее собрание Думы решило ходатайствовать об отклонении проекта, «как нарушающего городские интересы». Еще одной причиной отказа была боязнь иностранных концессий



В 1902 году Петр Балинский совместно с инженером Евгением Кнорре, прославившимся созданием мостов на Транссибирской магистрали, разработал схожий проект метрополитена для Москвы. Он предусматривал две сети железных дорог — внеуличного типа и большой скорости (собственно, метрополитен), а также пути для электрических трамваев. Планировалось построить 74 надземные и подземные станции, из которых наиболее грандиозным был бы центральный вокзал у Кремля, который можно увидеть на рисунках Николая Каразина.



Радиальные линии, соединявшиеся с Окружной железной дорогой, предполагалось построить в три очереди. Сметная стоимость работ по предложенному проекту составила 155 миллионов рублей. Петр Балинский предложил гласным Московской думы на выбор два варианта: либо вести строительство на деньги заранее найденного инженерами инвестора, либо на средства города.



Балинский и Кнорре предлагали пробить сквозь существовавшую плотную застройку улицы-дублеры, параллельные Тверской и Мясницкой. Одна из них — проспект Николая II, начинаясь от Кремлевского проезда, тянулась бы до Ходынки, параллельно Тверской и 1-й Тверской-Ямской улицам. Это предполагало снос множества домов и других объектов, в том числе церкви.



Балинский рассказывал о проекте постройки в первопрестольной «внеуличной железной дороги»:
«В наше тяжелое время невозможно и прямо-таки безбожно заставлять бедного и среднего обывателя тратить на одни только передвижения в течение суток столько времени. Поэтому нет никаких сомнений, что в миллионных городах… сама необходимость заставляет приступить к устройству в них таких путей сообщения, которые бы не зависели от все увеличивающегося уличного городского движения и которые бы обладали наибольшей провозоспособностью и скоростью, т.е., иначе говоря, необходимо приступать к устройству метрополитенов

Только пять городов на земном шаре с населением, превышающим миллион человек, не имеют до сих пор метрополитена: Петербург, три китайских го­рода и Москва… Неужели Москва будет ждать, когда китайцы построят свои китайские метрополитены? »

Интересно отношение церкви к этому проекту.
Архиерей Сергий писал московскому митрополиту: «Возможно ли допустить эту греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу Божию разумным созданием, спустившись в преисподнюю? А что там есть, ведает один Бог, и грешному человеку ведать не надлежит»

Из письма московскому городскому главе князю Голицыну: «Так как тоннели метрополитена в некоторых местах пройдут под храмами на расстоянии всего лишь 3 аршин, то святые храмы умаляются в своем благолепии»

В довершении всего Троице-Сергиевская лавра выпустила книгу С. Нилуса: «Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле». В книге святые отцы доказывали, что метрополитен – происки «слуг антихристовых, вредное, греховное, проклятое сооружение»

Обсудив проект инженера Балинского, городская дума постановила: «Господину Балинскому в его домогательствах отказать».

П. Лопатин «Метро» 1937 год

via
via
via

Tags: history, москва, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “history” Tag

  • короли и капуста

    В Британии есть множество пабов со странными названиями, которые никак не связаны с именем владельца или местом, где находится паб: the Frog and…

  • владей собой среди толпы смятенной

    У англичан есть понятие «жесткая верхняя губа» (Stiff upper lip), которая предписывает мужчине встречать неприятности со стоицизмом и минимумом…

  • такси, такси, нью-йорк – нью-йорк

    Первые электрические такси Нью-Йорка. 1895 год В 1900 году в США рынок автомобилей был поделен следующим образом: 22% – бензиновые автомобили…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →