Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Category:

ударники

В коробочку к истории про членовредительство



Самый популярный вопрос, который посетители задают сотрудникам египетской художественной галереи Бруклинского музея звучит так: «Почему почти у всех статуй сломаны носы?» Казалось, что ответ на этот вопрос очевиден – статуям тысячи лет, это следы безжалостного времени. Но на самом деле все гораздо интереснее.

Первым серьезно заинтересовался этим вопросом Эдвард Блайберг – человек, который посвятил всю свою жизнь изучению культуры и искусства Древнего Египта. Много лет изучающий коллекции египетского, классического и древнего ближневосточного искусства, Блайберг был искренне удивлен, когда впервые услышал этот вопрос. Но потом задумался – почему более старые статуи возрастом в 25 веков дошли до нас почти неповрежденными, а более молодым произведениям искусства так «не повезло»?




Исследования Блайберга в настоящее время являются основой выставки «Ударная сила: иконоборчество в Древнем Египте». «Схожесть характера повреждений, которая обнаруживается на скульптурах, говорит о целенаправленности их нанесения», — считает Блайберг, ссылаясь на множество политических, религиозных, личных и криминальных мотивов актов вандализма. Определение разницы между случайными повреждениями и преднамеренным вандализмом сводилась к распознаванию таких закономерностей. Ученый признает, что выступающий нос скульптур действительно легко ломается, но тогда совершенно невозможно объяснить, почему на плоских рельефах так же видны разбитые носы.

Нужно понимать, что древние египтяне вкладывали мистическую силу в художественные изображения человека. Они полагали, что сущность божества может обитать в статуе, посвященной этому Богу. В случае с простыми смертными, часть души покойного согласно их верованиям может обитать в статуе, созданной специально для него. Блайберг считает, что кампании вандализма были направлены на «дезактивацию силы скульптур».

«Поврежденная часть тела скульптуры больше не может выполнять свою мистическую функцию», — пояснят Блайберг. По мнению древних египтян без носа дух статуи перестает дышать, что позволяет вандалу эффективно «убить» его. Если разбить или закрыть уши статуи бога, он не сможет услышать молитву. В статуях, которые изображают людей, совершающих подношения богам, левая рука — чаще всего используемая для подношений — отсекается, поэтому функция статуи не может быть выполнена. В статуях, получающих приношения, обычно страдает (разрушается) правая рука, чтобы божество не могло получить дары.

«В эпоху фараонов было четкое понимание того, что должна была делать скульптура», — напоминает Блайберг. Даже если мелкий грабитель могил был в основном заинтересован в краже драгоценных предметов, он также был обеспокоен тем, что умерший может отомстить, если его скульптурное подобие не будет изуродовано. Преднамеренно поврежденные мумии доисторического периода говорят о фундаментальной культурной вере, согласно которой повреждение изображения наносит ущерб представляемому человеку. Ряд древних текстов описывает то, что фараоны регулярно издавали указы с ужасными наказаниями для тех, кто осмелился разрушать или повреждать их статуи.

При этом эксперты не считают людей, разрушающих статуи вандалами в прямом понимании этого слова. Они никогда не стремились уничтожить произведения искусства в случайном порядке и нанести максимальный материальный ущерб. Все повреждения были направлены лишь на лишение скульптуры ее магических свойств и связаны с верованиями этих людей. Кроме того, современные исследования доказали, что для повреждения скульптур использовались специальные инструменты, что полностью исключает вероятность случайных увечий.

Восприятие древнеегипетских статуй менялось по мере того, как менялись культурные нравы населения. В раннехристианский период в Египте, который процветал в первом – третьем веке нашей эры, местных богов, населявших скульптуры, боялись как языческих демонов. Чтобы полностью уничтожить все напоминания о язычестве и идолопоклонничестве, большое количество статуй было демонтировано и полностью разрушено. Ученые предполагают, что после вторжения мусульман в седьмом веке египтяне потеряли всякий страх перед этими древними ритуальными объектами. Однако и религиозной ценности они также больше не имели. В течение этого времени из каменных статуй регулярно вырезали прямоугольники и использовали их в качестве строительных блоков в новых проектах.

via
via

Tags: art, history, религия
Subscribe

Posts from This Journal “art” Tag

  • и о главном

    Письмо Фриды Кало своему любовнику Николасу Мураю «Это специально для твоей шеи»

  • а ты что, там был?

    Художник Юло Соостер принимал участие в знаменитой выставке, разгромленной Хрущевым. У картины «Глаз яйцо» Александр Шелепин, обращаясь к Хрущеву,…

  • на татуине

    В 1876 году Томас Эдисон изобрел «электрическое перо» для копирования документов. Пневматическая трафаретная ручка пробивала отверстия, а на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →