Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Category:

за час



22 сентября 1914 года всего за один час небольшая немецкая керосин-электрическая подводная лодка U-9 под командованием капитан-лейтенанта Отто Веддигена потопила сразу три британских крейсера

Броненосные крейсера «Абукир», «Хог» и «Кресси» несли дозор между британскими минными полями, выставленными перед устьем Темзы. Корабли следовали строем фронта, не применяя противолодочный зигзаг, не имея охранения из эсминцев, которые ещё за день до этого были вынуждены возвратиться в базу из-за плохой погоды



Подводная лодка U-9 в Кильском канале.

Немецкие подводники видели несколько английских транспортов, но не атаковали их, чтобы не демаскироваться, зная, что в районе патрулирования были замечены крупные боевые корабли. Несколько раз мимо лодки проходили британские миноносцы, но лодка осталась не обнаруженной. Увидев крейсера, Отто Веддиген отдал приказ на погружение и направил лодку так, чтобы подойти возможно ближе к середине британского строя.

Первым был атакован «Абукир». U-9 выпустила торпеду около 06.25. Она попала в левый борт крейсера, положение которого сразу же стало крайне тяжёлым. Корабль лишился энергии, принял много воды и его крен, несмотря на контрзатопление, достиг 20°. Вскоре стало ясно, что «Абукир» спасти не удастся и командир отдал приказ покинуть корабль. Однако из-за потери энергии не работали паровые лебёдки, предназначенные для спуска шлюпок, поэтому спустить удалось только одну шлюпку, большинству членов экипажа при покидании корабля пришлось прыгать за борт. Вначале командир посчитал, что крейсер подорвался на мине, поэтому ни на «Абукире», ни на двух других крейсерах не было принято никаких мер противолодочной обороны

В то время Адмиралтейством ещё не была издана инструкция, запрещавшая британским командирам приближаться к тонущим кораблям, если подозревалось присутствие подводной лодки, поэтому «Хог» сразу направился на помощь «Абукиру». Командир «Хога» предположил, что если его корабль будет находиться с другого борта «Абукира», то ПЛ не сможет его атаковать. Он приказал застопорить ход и спускать шлюпки для снятия команды гибнувшего крейсера. «Кресси» также застопорил ход.

Тем временем Веддиген обогнул тонувший «Абукир» и выпустил в «Хог» торпеду почти в упор – с 300 метров. «Хог» затонул очень быстро — он перевернулся уже через 10 минут после попадания.

Командир «Кресси» немедленно приказал дать ход. С его корабля был замечен перископ подводной лодки, по которому был открыт огонь, после чего лодка исчезла. Артиллеристы «Кресси» посчитали, что уничтожили лодку — личный состав корабля даже начал аплодировать. Но лодка U-9 описав полукруг, обошла крейсер с другого борта и поразила его удачным попаданием. Через 15 минут «Кресси» пошёл ко дну. Весь бой, с момента выпуска первой торпеды с U-9 до гибели «Кресси», продолжался около часа.

Скоротечная гибель трёх крупных боевых кораблей, которые оказались неспособны дать противнику хотя бы малейший отпор, потрясла британское Адмиралтейство. Инцидент стал сильным ударом по престижу Королевского флота. Офицерам флота казалось невероятным, что одна подводная лодка водоизмещением всего 500 тонн и с экипажем 25 человек всего за час безнаказанно уничтожила три крейсера общим водоизмещением 36 000 тонн, причём погибли 1459 человек — в три раза больше, чем погибло английских моряков в Трафальгарском сражении (449 погибших, 1214 раненых). Британцы пытались спасти тонущих моряков, невзирая на риск новой атаки.

Среди выживших особенно примечательной оказалась судьба мичмана Венмана Уикэма-Масгрейва, служившего на «Абукире». После гибели крейсера ему удалось вплавь добраться до «Хог», а после того как и второй корабль начал тонуть - до «Кресси». Уикэму-Масгрейву удалось спастись и с этого корабля. Он считается единственным моряком Королевского флота, который пережил гибель трех кораблей от торпедной атаки за один час.


Экипаж U-9 после награждения Железными крестами. Отто Эдуард Веддиген сидит третьим слева

А Отто Веддиген стал национальным героем, удостоившись личной благодарности кайзера и получив железный крест первой и второй степеней. Все члены экипажа U-9 были награждены железным крестом второй степени. Менее чем через месяц U-9 под командованием Веддигена потопила британский крейсер «Хоук». За потопление четырёх крейсеров он был награжден прусским орденом «Pour le Mérite», баварским Военным орденом Макса-Йозефа, рыцарским крестом саксонского ордена Святого Генриха и рыцарским крестом вюртембергского ордена Боевой славы. Увеличенную копию Железного креста также установили на рубку U-9.

Веддиген погиб полгода спустя, будучи командиром другой подводной лодки U-29, во время атаки на большую группу британских кораблей. В условиях плохой видимости он, занятый выбором цели, не заметил, как с правого борта на лодку надвигался линкор «Дредноут». После таранного удара U-29 со всем экипажем ушла на дно. Эта победа была единственным боевым достижением «Дредноута» за всю его историю

Tags: history, война
Subscribe

Posts from This Journal “война” Tag

  • взять её на мушку

    Беспилотники – практически идеальное оружие террориста. Очень быстрые и очень точные, они могут опустить гранату на голову жертвы Французские…

  • забота о солдатах

    Феликс Филиппото. «Наполеон в битве при Риволи» Во время Итальянской кампании Наполеона гренадеры итальянской армии написали письмо воюющему…

  • железо

    Отечественной концепции «Сам погибай, а трактор спасай» очень много лет. Примечательна резолюция главнокомандующего Российскими воздушными силами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →