Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

fin

Учитель (окончание). Начало здесь.


Иллюстрации: David Alvarez

Учитель: Ну и зачем ты это сделал, дурак? Собака под кроватью приподняла голову.

Ученик: Вы развратили все человечество. Люди обожествляют, но втайне боятся вас. Вы убиваете в них тягу к познанию мира. Они просто ждут от вас нового чуда. Вы воспитали нас – класс избранных, а мне никогда не нравились избранные. Кто-то должен был вас остановить, чтобы человечество снова поверило в свои собственные силы.

Учитель: Ты всегда мне нравился. Хорошие ученики хотят быть похожими на своего учителя. Лучшие ученики хотят превзойти его.

Ученик: Я всегда хотел у вас узнать, по каким критериям вы нас отбирали в Школу? Почему вы почти никогда не брали самых сильных и смелых? Вы боялись конкуренции с учениками?

Учитель: Для меня была важна только одна вещь – эмпатия. Вы постоянно бегали по лесу со своими деревянными мечами, а я просто наблюдал за вами. Мне нужны были те, кто не нанесет в поединке лишнего удара, кто поможет подняться упавшему и прикроет слабого. Любого ребенка можно воспитать сильным и умным, но с добротой все гораздо сложнее. Ты же понимаешь, оружие какой мощности я вам дал потом. Я бы мог и этих нобелевских лауреатов научить всему, но они были уже безнадежными испорчены социумом, с их борьбой за славу и гранты, с их карьеризмом и завистью к более талантливым коллегам. Они же молятся на индекс Хирша. Поэтому мне нужны были дети. Это же страшно, если оружие попадает в руки неподготовленному человеку, набитому всяческими комплексами. Как там у Гашека: «Кадет промыл покрасневшие глаза водой и вышел в коридор, решив быть сильным, дьявольски сильным». Ты только представь весь этот диапазон эмоций от юношеского «Ну, я им тогда всем покажу, они у меня узнают», до стариковского «если я умру, то пусть и весь мир умрет вместе со мной». И не случайно две девочки погибли, но не убили никого в Индонезии. Хотя могли бы. Эмпатия, дружище, эмпатия,

Ученик: Но со мной-то вы ошиблись. Я ведь вас не пожалел.




Учитель: Нет. Ты просто пожалел все человечество. Но для хорошего дела ты выбрал плохой способ, латышский стрелок хренов. Ладно, не будет об этом. Я хочу, чтобы когда ты сбежишь, а ты ведь обязательно сбежишь, ты бы встретился с остальными учениками и передал все то, что тебе сейчас расскажу. И чтобы никто кроме вас об этом ничего не узнал. Ты сам поймешь, почему.

Ученик: Вы даже не представляете, Учитель, как внимательно я вас слушаю.

Учитель: Только я буду рассказывать тебе о вещах, о которых сам имею довольно смутное представление. Поэтому к каждому моему предложению ты добавляй «Возможно, я ошибаюсь», «Как мне кажется», «Это только моя попытка выразить словами то, что словами выражается плохо». Обещаешь?

Ученик: Обещаю

Учитель: Меня с детства интересовало Великое молчание Вселенной. Возможно, поэтому я и увлекся физикой. Только в нашей галактике есть около 100 миллиардов звёзд, а Вселенная состоит из триллионов галактик. А значит во Вселенной должно быть множество цивилизаций, которые обогнали нас в развитии на миллионы лет. Но мы их не видим. Вселенная молчит.

Ученик: А может быть Земля уникальна, а может быть мы первые, а может быть мы не так слушаем?

Учитель: Уже теплее. Забегая немного вперед скажу, что мы не совсем в космосе, а Вселенная совсем не молчит. Она говорит с нами постоянно. Просто она говорит на своем, а не на нашем языке. А говорить воду или камень – буквы этого языка. Мы освоили четыре буквы и больше пока не будет

Ученик: Что значит – не совсем в космосе? Как вы узнали про эти буквы? Почему больше пока не будет?

Учитель: Не будет, потому, что это опасно. Чтобы мы не навредили себе самим. Потому, что ребенку не дают боевое оружие. И мы не в космосе, мы в яслях. И не перебивай меня пожалуйста, мне трудно говорить. Ты мне сделал немного больно. Так вот…

После смерти моей жены я много думал. Меня удивило, что какие бы усилия в жизни я не предпринимал, я все время находился примерно на одном уровне. Я мог ничего не делать неделями, а мог много работать – этот уровень практически не изменялся

Ученик (недоверчиво): Вы ведь сейчас не о деньгах говорите, Учитель?

Учитель: Нет, конечно. Деньги мне никогда не были интересны, мне был интересен только уровень понимания мира. Точнее – его глубина. Иногда мне удавалось почувствовать мир невероятно глубоко, но потом меня как пробку выбрасывало на поверхность. Какие бы усилия я не предпринимал, глубина погружения почти не менялась. Ты ведь знаешь, что людям проще всего понимать что-то новое через аналогию. Через уже понятое. И однажды я смотрел на хомяка своей дочери, который жил в глубоком лотке с колесом и думал – интересно, как себе представляет мир хомяк? Может быть он, как менеджер среднего звена, крутится в своем колесе, а потом представляет, что получает бонус в конце квартала? А когда дочь вынимает его из лотка и пускает побегать по полу, не является ли это для него командировкой в другой город? И ведь что-бы он не делал, дочка не даст ему умереть с голода. И уровень еды в его кормушке будет всегда примерно одинаков. И человек для него – кормушка.

Ученик: Вы что, хотите сказать, что мы все в большой кормушке?

Учитель: Все не совсем так просто. Не перебивай. А однажды я гулял в парке и остановился, задумавшись. Неподалеку из норы вылезла лесная крыса. Я стоял не двигаясь с подветренной стороны и она меня совершенно не боялась. Она меня не видела. И я подумал, что мы отличаем опасное от неопасного только по движению. А ведь вокруг нас есть очень много неподвижных и безопасных вещей, на которые мы совершенно не обращаем внимания. Так как они были в мире всегда и никогда не представляли для нас никакой опасности. Но из того, что они почти не двигаются, вовсе не следует, что они никак не могут влиять на окружающий мир. Например, выполнять роль кормушки. Особенно, если они обогнали нас в развитии на несколько сотен миллионов лет и их эволюция была совсем не похожа на нашу. Мы просто не там искали разум и не то им называли.

Ученик: Подождите, учитель. Мы с ребятами часто головы ломали, пытаясь понять, в чем же дело. Большинство думали, что все дело в собаке. Вы же не случайно никогда с ней не расстаетесь. Может она не совсем собака или совсем даже не собака? И ведь не просто так в Школе у каждого должна была быть своя собака? Мы даже слово придумали «симбиант» – человек, вступивший в симбиоз с собакой.

Учитель: Да нет, конечно. Это обычная дворняга. А вам в Школе она нужна для эмпатии. Чтобы было, о ком заботиться. Чтобы вы не были самыми слабыми. Вы же тоже для них – кормушка. На самом деле…



Ученик: Подождите, учитель. Я хочу сам. Вы говорите – все время рядом, обогнали нас в развитии… Облака? Кто-то в океане? Подождите, нет, вы говорите, что они почти двигаются… Деревья? Деревья, да! Деревья!! Вы вступили с ними в симбиоз и о чем-то договорились, да? В обмен на четыре буквы? Так вот почему вы делали Сферу из леса! Вы обещали помочь им расселиться по другим планетам! Вот это да! «И на Марсе будут яблони цвести», да?

Учитель: Нет, все не совсем так. Или совсем не так. Человеку незачем вступать в симбиоз с хомячком и не о чем с ним договариваться. Да, это деревья, но это не Говорящая Яблонька из русской сказки и не энты Толкина. Для тебя ведь лес – биомасса. Может быть из всех деревьев на свете ты выделяешь только те два дуба, которые ты посадил с сестрой на даче. Один для нее, другой для тебя. Нет. Из тех книжек, которые ты читал, ближе всего Океан Соляриса. И мы живем на дне этого океана. Я называю их Сущностями. Возможно они просто выглядят как деревья. Я не понимаю, зачем им это нужно. У меня нет слов для этого, но мне кажется, что они с нами просто играют. Но они могут помочь в самых сокровенных желаниях. Возможно, они прикрывали Наполеона на Аркольском мосту и спасали Кастро от сотен покушений, потому что те очень сильно жаждали славы и власти. А меня интересовала только глубина. И я получил четыре буквы с самой глубины.

Или ты можешь выбрать любую другую аналогию – человек, обогнавший свое время; герой, взломавший шкатулку Пандоры; читер, хакнувший игру. Любая из этих аналогий будет бесконечно далека от истины, но других аналогий у меня для тебя нет.

Ученик: Подождите, Учитель, а все эти друиды, поклонявшиеся деревьям, они тоже об этом знали?

Учитель: Не знаю. Не думаю. Мне кажется, что это просто совпадение. Люди придумывают себе богов из всего, что их окружает. Лепят их из говна и палок. Именно поэтому никто, кроме вас не должен ничего знать о Сущностях. Это будет колоссальное унижение для всего человечества, которое ты так любишь. Никому не понравится сравнение с хомячком. Начнется массовая истерия. Кто-то начнет мстить и сжигать тысячи гектаров леса. Появятся десятки новых культов, деревья начнут обожествлять.



И еще. Самое главное. Передай это всем. Ваша основная цель – это не фокусы с водой или камнем. Это все стеклышки. Бусы для папуасов. Так фокусник отвлекает внимание доверчивых зрителей эффектной блондинкой в бикини и языками пламени. Просто люди не умеют серьезно слушать, если при них никто не ходит по воде и не превращает воду в вино. Им хочется собачку говорящую посмотреть. Все чудеса нужны только для того, чтобы тебя выслушали.

Ваша главная цель – это Школа. Изменение того самого человечества, о судьбе которого ты так заботишься. Я хотел запустить цепную реакцию и сделать вас не джедаями, а Учителями. Каждый из вас должен набрать десятки новых Учеников и учить их эмпатии. Я не знаю, что с вами будет дальше. Возможно вам придется бежать с Земли. Подальше от благодарного человечества. Может быть когда-то одной женщине открылась одна из новых букв языка и она решили поделиться ей с другими женщинами. За что их назвали ведьмами и начали сжигать. Не знаю, но на всякий случай стройте Школы неподалеку от полюсов. Но вдруг вам удасться таким образом постепенно изменить все человечество?

Ученик: Подождите, Учитель, а вы уверены, что взломали шкатулку Пандоры или хакнули игру? Может быть наоборот, все идет по плану, просто нас бережно ведут за руку от одной новой возможности к другой?

Учитель: Я не знаю. Правда, не знаю. Со мной ведь никто никогда так не разговаривал, как я сейчас говорю с тобой. Я вообще не знаю, есть ли у Сущностей или у эволюции цель, но у людей она может быть. И одной из интересных целей может быть возможность стать Сущностями или кормушками для других существ. И бережно вести их за руку от одной новой возможности к другой. Обезьян. Собак. Хомячков.

p.s.
С благодарностью парку Покровское-Стрешнево, в котором и был придуман этот сценарий.

Tags: идеи, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →