Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей

Продолжаем говорить о кино. Начало здесь «Броненосец Потемкин»



В книге «Трудно быть богом» братья Стругацкие предлагали ввести в Институте курс феодальной интриги: «И успеваемость оценивать в рэбах. Лучше, конечно, в децирэбах. Впрочем, куда там». Фильм «Все о Еве» – настоящее пособие для человека, который хочет втереться в доверие к своему кумиру. Давайте измерять интригу в евах. Это смесь из восхищения, скромности, готовности угодить, незаметности, предупредительности, но самое главное – незаменимости. Миссис Ченнинг: «Ева стала моей сестрой, адвокатом, другом, психиатром, матерью и полицейским», «Работает день и ночь. Исполнительна и предана».

Такой человек должен уметь выслушать, кивать головой, всплакнуть, смеяться историям, расспрашивать, восхищенно смотреть, ахать, поддакивать и хлопать ресницами. Ключевые фразы:
– Я увидела вас тем вечером и этот вечер стал самым важным в моей жизни
– Я привыкла видеть ее каждый вечер.
– Я не смею приближаться к ней, я всего лишь ее скромная косноязычная поклонница.
– Я видела все, я люблю все пьесы, в которых играет миссис Ченнинг!
– Ничего не забыть – это моя работа.
– Я могу смотреть эту сцену в тысячный раз и плакать каждый раз.

И в тот момент, когда кажется, что хитрость Евы уже победила и все уже готово для последнего удара…




…хитрость напарывается на грубую силу и терпит сокрушительное поражение. Не потому, что только так и бывает в жизни, а потому, что режиссер никак не мог нарушить голливудский Кодекс Хейса: Брак и семейная жизнь считались высшими ценностями. Недопустимо склонять симпатии зрителей на сторону преступников и грешников.
– Завтра вы станете моей, вы меня поняли?
– Да.

Интересно, что именно так входит в нашу жизнь мобильный телефон. Хозяин, позвольте мне напомнить вам о днях рождения ваших друзей. Не надо держать в голове такую скучную информацию, как номера телефонов – это моя работа. Хозяин, разрешите я построю за вас кратчайший маршрут? А вот здесь можно выиграть еще пять минут – поверните направо через сто метров. Хозяин, не забудьте взять зонтик, после обеда будет дождь. Хозяин, вы сегодня не находили ваши 10000 шагов, а ведь вам нужно заботиться о своем здоровье…

И довольный и расслабленный Хозяин уже не помнит ни одного номера телефона, забывает, как определять завтрашнюю погоду по цвету заката и не в состоянии самостоятельно найти дорогу в мегаполисе. И вот хитрый мобильник уже уверен в своей абсолютной незаменимости, но потом его примитивная хитрость напорется на грубую силу искусственного интеллекта, который быстро ему покажет, кто именно тут Хозяин.



Рассказ Мэри Орр «Мудрость Евы» был основан на реальной истории, произошедшей с актрисой Элизабет Бергнер, которую часто называли «Гарбо на сцене». Из-за этой актрисы мужчины кончали жизнь самоубийством. Рассказ был опубликован в журнале «Cosmopolitan» в мае 1946 года. Затем Орр написала на его основе радиопьесу, которая привлекла внимание Джозефа Лео Манкевича. И студия 20th Century Fox приобрела права на экранизацию рассказа за $3500.

Хороши в фильме диалоги в стиле Оскара Уайльда:

– Биллу тридцать два. Он выглядит на тридцать два. Пять лет назад он выглядел на тридцать два, и через двадцать лет он будет выглядеть на тридцать два. Ненавижу мужчин.

– Любовь — это единственное, от чего мы не умирали на юге.

— Не наделай глупостей.
— А чем я еще могу заняться, Билл, скажи?

— У нее нет причуд?

— Она никогда ими не пользуется.

– Когда я иду охотиться на дичь, я не люблю, когда дичь начинает охотиться за мной.

– Кровать похожа на склад мертвых зверей. Это чьи соболя?

– Вы полны мартини и жалости к себе. По-моему это восхитительно.

– Иногда даже пианино понимает, что не оно пишет музыку.

– Нам не нужны аварии – на горизонте ни одного папарацци.

– Актрисе приходится столько выбрасывать за борт, чтобы стать звездой, но она забывает, что все это ей понадобится, когда она захочет снова стать женщиной.



Прекрасно играет Энн Бакстер в роли Евы Харрингтон. Это единственный персонаж, которому приходится менять свое амплуа – она начинает как инженю, оттуда переходит в злодея и заканчивает героиней, у которой появляются свои подражатели. Круг замыкается и все начинается сначала. Ева ведь не просто хочет славы и признания – она мечтает забрать у Марго Ченнинг всё, что той дорого: ее любовника, ее друзей, ее сценариста и ее роли. Именно для этого она так долго и внимательно изучает Марго. Фильм – это «женская» версия «Театра» Моэма, но он глубже и сильнее. Секретарша с пивоваренного завода Ева Харрингтон с разгромным счетом выигрывает у молодого бухгалтера Томаса Феннела. Одна цитата из книги Моэма хорошо подходит к Еве: «Сыграть чувства можно только после того, как преодолеешь их».

Не знаю, по какому принципу авторы выбирали имя главной героини. Возможно, Eve созвучно с evil (зло). Или имеют место библейские аллюзии, но в таком случае героине больше подошло бы имя Лилит.

Интересно, что через много лет эта же история повторилась в жизни. В телесериале «Отель» заболела актриса Бетт Дейвис и Энн Бакстер попросили на время заменить ее. В результате Энн Бакстер заменила ее насовсем.



«Всё о Еве» получил восторженные отзывы критиков. Фильм был заявлен в 14 номинациях на премию «Оскар» (такого числа номинаций смогли добился только «Титаник» в 1997 году и «Ла-Ла Ленд» в 2016 году) и завоевал 6 из них, включая премию за лучший фильм. Сила фильма была такова, что актеры Бетт Дэвис (Марго Ченнинг) и ее любовник по фильму Гэри Меррил (Билл Симпсон) влюбились друг в друга, а через несколько недель после окончания съемок поженились. Вскоре они удочерили девочку, которую назвали Марго, в честь персонажа Бетт в этом фильме.

Надо добавить, что этот фильм возродил карьеру 41-летней Бетт Дэвис. Фактически она играла в нем себя.



Разумеется, нельзя не заметить молодую и еще неизвестную Мэрилин Монро, сыгравшую небольшую роль, не потребовавшую от нее особых усилий. По странному стечению обстоятельств сразу три актера из этого фильма покончили жизнь самоубийством: сама Мэрилин (по официальной версии из-за передозировки барбитуратов), театральный критик Эддисон ДеВитт (Джордж Сандерс) принял чрезмерную дозу пентобарбитала и оставил предсмертную записку «Дорогой мир, я ухожу, потому что мне скучно. Я чувствую, что прожил долгую жизнь. Я оставляю вас с вашими заботами в этой сладкой помойке. Удачи!». И Фиби (Барбара Бэйтс) – та самая молодая поклонница Евы, которая пробирается к ней в номер в конце фильма. Она отравилась угарным газом

Оцените фильм по десятибалльной шкале

Mean: 9.21 Median: 10 Std. Dev 1.03
1
0(0.0%)
2
0(0.0%)
3
0(0.0%)
4
0(0.0%)
5
0(0.0%)
6
1(3.4%)
7
0(0.0%)
8
7(24.1%)
9
5(17.2%)
10
16(55.2%)


p.s.
Напомню, что в следующий раз мы будем говорить о фильме Акиры Куросавы «Расемон», 1950
Все посты из этой серии можно посмотреть по тегу «История мирового кинематографа»

Tags: history, история мирового кинематографа, кино, опросы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments