Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Category:

автобаны фюрера



Одной из основ программы НСДАП была экономическая программа: сокращение безработицы, увеличение экспорта, расплата по внешним долгам и т.д. И многие избиратели видели в Гитлере вовсе не реваншиста, а экономического реформатора. В первые два года Гитлер и его правительство лихорадочно пытались спасти идущую ко дну экономику Германии (только три цифры: безработица 6 млн. человек, экспорт 4,5 млрд. марок при внешнем долге 21 млрд.). Даже свой антисемитизм нацисты поставили на службу спасения бюджета: в 1933-34 годах евреи могли уехать из Германии или выплатив определённый налог на перевод капиталов, или через сложную схему Сионистского комитета с потерей примерно 35% капиталов (чем воспользовались 50 тыс. немецких евреев, переехав в Палестину).

Первые два года после прихода к власти Гитлер пытался вывести идущую ко дну экономику Германии с помощью строительство автобанов. Английский историк Адам Туз в своей книге "Цена разрушения. Создание и гибель нацистской экономики" развенчивает этот миф об эффективности экономической программы Гитлера. Например, на строительстве автобанов было занято всего 38 тыс. рабочих (при безработице 6 млн.), и программа постепенно сворачивалась.


Идея сооружения дорожной сети, соединяющей главные центры расселения немецкого народа, владела умами экспертов еще с 1920-х. Ещё в 1925 году была основана компания по созданию новой автомобильной "Ганзы" – сети коммерческих городов, соединённых скоростными автотрассами. Гитлер с энтузиазмом подхватил эту идею и вскоре после захвата власти поручил строительство такой дорожной сети Фрицу Тодту. Тот был опытным строителем, но Гитлер выбрал его кандидатуру главным образом по политическим соображениям. Тодт был "старым бойцом" Нацистской партии, хранившим безусловную личную верность Гитлеру и без колебаний взявшим на вооружение расовую идеологию.

В своём важном меморандуме о "Строительстве дорог и дорожном хозяйстве", составленном в декабре 1932 года, Тодт выдвинул программу модернизации дорог – не в качестве ответа на кризис незанятости, а как средство национальной реконструкции. Тодт обещал построить за пять лет единую сеть из 6000 километров новых дорог, потребовав на это 5 млрд рейхсмарок. Финансировать это строительство предполагалось не за счёт кредитов, взятых в "еврейских банках", а за счёт сбережений самих немецких трудящихся. Как дал понять сам Тодт, в конечном счёте эта колоссальная дорожная сеть создавалась в военных целях.

Принципиальная стратегическая проблема Германии заключалась в её уязвимости для нападения одновременно с востока и с запада. Автобаны должны были играть роль "дороги жизни" в рамках воссозданной национальной системы обороны. Как обещал Тодт, через пять лет он даст возможность устроить грандиозное повторение французской операции на Марне, спасшей Париж от армий кайзера. Автодороги Тодта позволили бы всего за две ночи напряжённой езды перебросить 300 тыс. солдат с восточной на западную границу Рейха.

Гитлер был в восторге. Преодолев сопротивление национальной железнодорожной компании (Reichsbahn), он поддержал планы Тодта и основал корпорацию автодорог Рейха. В последние дни июня 1933 года Тодт был назначен генеральным инспектором немецких дорог, получив в своё подчинение как автобаны, так и важнейшие дороги местного значения. Организация Тодта со временем стала могущественным институтом Третьего рейха, в своём влиянии на национальную транспортную инфраструктуру выступая в качестве реального противовеса Reichsbahn и являясь одним из зародышей будущей системы экономического контроля.



23 сентября на строительной площадке Франкфурт-Дармштадт Гитлер и Геббельс устроили настоящее шоу перед камерами кинохроникёров. Гитлер не просто сделал первый взмах лопатой – он насыпал целую тачку земли. Однако на практике воздействие строительства автобанов на безработицу было ничтожным. В 1933 году на постройке первого участка автобана трудилось не более 1000 рабочих. Через год после назначения Тодта рабочая сила, занятая на сооружении автобанов, насчитывала всего 38 тыс. человек, что составляло ничтожную долю рабочих мест, созданную после прихода Гитлера к власти.



К весне 1934 года баланс приоритетов уже необратимо изменился. В столице уже не было секретом, что создание гражданских рабочих мест уже не рассматривается в качестве важнейшей задачи. Как докладывала побывавшая в Берлине гамбургская делегация, "В определённом смысле создание рабочих мест будет продолжено летом на основе планируемых военных мероприятий. Но по очевидным причинам об этом не может быть объявлено публично". Механизм секретного финансирования перевооружения работал на полную мощность.

На второй год пребывания Гитлера у власти военные расходы уже составляли более 50% расходов центрального правительства на товары и услуги. В 1935 году доля военных расходов выросла до 73%. Единственным выходом для Гитлера спасти экономику Германии оставалась только её милитаризация, а затем война.



Всюду, где осенью 1934 года собиралось много людей – в очередях на биржах труда, на автобусных остановках – шла более-менее открытая агитация против режима. Особенно сильную тревогу у властей вызвали печально известные плачевными условиями проживания лагеря рабочих, занятых на строительстве автобанов. В документах берлинского гестапо сообщается о 140 арестах, произведённых в октябре 1934 года после бунта на местной стройке. В Дортмунде от рабочих вместо официального приветствия Heil Hitler! можно было услышать ироническое Heil 3.50 Reichsmarks! (Да здравствуют 3,50 рейхсмарки!), на что отвечали: Kartoffeln 3.75 Reichmarks (Картофель по 3,75 рейхсмарки).

via

Tags: history, война, технологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 285 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
У Вас, видимо, слово пропущено: "В первые два года Гитлер и его правительство лихорадочно пытались идущую ко дну экономику Германии" - что пытались? Поднять?
спасибо
исправил
Плюс желание всех немцев отомстить за национальное унижение (в первую очередь французам и англичанам, русских-то, считай, тогда победили).
Плюс правило, которому три тысячи лет: переворот бывает прочным тогда, когда за ним следует война, победа и добыча.
Жаль что Гитлер ничего не знал о цифровой экономике. А то бы непременно отдал строгий приказ - "создать!" И отправил бы штурмовиков контролировать процесс...
В отличие от наших нынешних рукожопов, в гитлеровской германии развивалась как промышленность, так и передовая наука: ракетостроение, реактивная авиация, ядерная программа и т.д.


vyatskiy_trader

11 months ago

uu_69

11 months ago

vyatskiy_trader

11 months ago

zhizhik

11 months ago

uu_69

11 months ago

zhizhik

11 months ago

Deleted comment

burzhuin

11 months ago

В каком году АН "захватил" власть в Германии?

В 1933м.
"развенчивает этот миф об эффективности экономической программы Гитлера"

Так экономика Германии была неэффективной?! А как же она тогда держалась против всего мира столько времени?

За счёт грабежа соседей, из тех, что послабее.

67red

11 months ago

cmpax_u_pagocmb

11 months ago

maksi2278

11 months ago

ed_jan_lt

11 months ago

67red

11 months ago

ed_jan_lt

11 months ago

Добрый день, Дмитрий!
Спасибо за пост, у меня вопрос к вам (только сразу прошу, не надо расценивать, как оправдание нацизма идей и прочего, вопрос без подоплеки). Ведь строительство дорог, это не только рабочие, которые непосредственно копают и укладывают дороги, это же и машины. которые копают и металургия, и бетон(цемент) и многие многие производные, которые и складывают саму дорогу. В данном расчете про 38 000 учитываются те рабочие места, которые были созданы для осуществления проекта в плане создания материалов и условий.
Или только конечные рабочие.
Конечно вы можете воспринять мой вопрос, как агитационный, но этого нет ни в коем случае. Просто я смотрю, как наши производства сейчас работают на прокладках трубопроводов, да, трубопровод допустим прокладывают непосредстванно 1000 (ну или 10000 человек), но обеспецние для этого затрагивает все сферы от добывающей промысленности, до тяжелой металлургии.
Прошу вопринять вопрос к тому, что однозначности даже в таких решениях диктаторов нет, да, все было не шоколадно и конечно криво. Но была и другая сторона медали.
Конечно к вопросу Гулагов это не относится, там просто было истребление (у меня в семье тоже были репрессированые и любые опрадвания строек Сталина я не приемлю, такими методами)
Хорошего дня

вы правда считаете, что он разбирается в вопросе?)) 38к - это просто цифра - доказательств нет никаких, подозреваю.

но вот как-то безработица упала с 6 млн в 33 до 160 тыс в 38... видимо нацики всех безработных просто сожгли в печах...

Deleted comment

crane77

11 months ago

misha_makferson

11 months ago

67red

11 months ago

insani_hatter

11 months ago

Минфин в 2019 году планирует сократить расходы в нескольких сферах, в том числе здравоохранения, культуры и национальной обороны.
Об этом сказано в проекте «Основные направления бюджетной политики», который опубликован на сайте комитета Госдумы по бюджету и налогам.
ну хоть на вояк расходы сократят

bobs_mith

11 months ago

это что ж получается: поначалу Алоизыч и не душил евреев, а дал им возможность свалить?
Ага. Только возникли странности с приемом евреев в США и Англии. Их там не принимали в самый тяжелый период гонений в Германии. История "Сент-Луис" тому подтверждение.
Гитлер даже высказал очень язвительную речь по этому поводу.

omonkrivomazov

11 months ago

randomly.openid.id.bk.ru

11 months ago

edelveis8

11 months ago

randomly.openid.id.bk.ru

11 months ago

edelveis8

11 months ago

randomly.openid.id.bk.ru

11 months ago

edelveis8

11 months ago

ivanovich25

11 months ago

omonkrivomazov

11 months ago

randomly.openid.id.bk.ru

11 months ago

omonkrivomazov

11 months ago

eseid

11 months ago

burzhuin

11 months ago

burzhuin

11 months ago

38 тыс. дорожных строителей и само строительство дорог, создают гораздо больше рабочих мест для обслуживания их и обслуживания самого процесса.
Совершенно верно. Если материалы, машины, оборудование не импортные, то строительство инфраструктуры даёт огромный мультипликатор в измерении роста ВВП.

dimmoff

11 months ago

к слову сказать, немецкая экономика уже в конце 32 демонстрировала явный подъем. Во 1, ФДР вытащил наконец Штаты из кризиса, а за ними и Европа подтянулась. Во 2х, правительству Веймарской республики удалось добиться отмены репарационных платежей и напротив получения кредитов. Т.е. если бы еще чуть потерпели и не подались популистам....
До сих пор спорят, вытащил ли ФДР свою страну из кризиса, или обратно втащил. Там Доу-Джонс еще раз упал перед самой войной (лень искать график, давно не выкладывал), а вот война все списала и рабочие места, в т.ч. на фронте, появились.
Кстати, общественные работы были и в США, и об их эффективности тоже давно спорят.

redheadrat

11 months ago

vakhnenko

11 months ago

redheadrat

11 months ago

vakhnenko

11 months ago

vakhnenko

11 months ago

kingeugen

11 months ago

Инфляция в Германии упала до нормальной. Рейхсмарка стала настолько надежной, что многие страны с интересом ее брали в качестве уплаты. Работой были обеспечены к 1938 году почти все немцы. Из экономики, благодаря жесткому контролю, были выведены все фирмы-прокладки и банки-"стиральные машины". Вывоз валюты был запрещен.
За 11 лет Адольф сделал гораздо больше, чем Путин за 18 лет.
Забавно, что "нормальные" диктаторы сразу же начинали с постройки именно дорог. Черные полковники тоже строили сначала именно дороги.
экономика 3го Рейха жила сначала в (ничем не обеспеченный) кредит, а потом, покрывая дефицит бюджета за счет военной добычи. Без войны она бы вскоре накрылась медным тазом.

soldatkichev

11 months ago

burzhuin

11 months ago

soldatkichev

11 months ago

burzhuin

11 months ago

redheadrat

11 months ago

randomly.openid.id.bk.ru

11 months ago

burzhuin

11 months ago

cmpax_u_pagocmb

11 months ago

seeblik

11 months ago

Я слышал, что автобаны в недалёком будущем, хотели использовать как взлётные полосы для многочисленных маленьких дешёвых "народных" самолётов
это сказка
У российского фюрера, как у Гитлера тоже
баланс приоритетов необратимо изменился
это что за неудачные намёки на керченские мосты и автодороги тавриды?
гитлер мждпчм строительством автобанов и привязанных к проекту промышленных няшек уничтожил безработицу и принудил немцев к сытой жизни!
Ездил неоднократно по автобану из Вены в направлении Мюнхена. Через автобан перекинуты мосты, построенные при Гитлере. Да и сам автобан, наверно, в первоначальном виде при нем был построен.
Кусок из Дармштадта на юг к Маннгейму тоже до сих пор стоит. И мосты только недавно начали переделывать под 6 полос.

softranger

11 months ago

kingeugen

11 months ago

softranger

11 months ago

kingeugen

11 months ago

softranger

11 months ago

kingeugen

11 months ago

softranger

11 months ago

kingeugen

11 months ago

softranger

11 months ago

kingeugen

11 months ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →