Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

вверх



В 80-е СССР делал сотню космических пусков в год, а Россия в 2017 году – всего 19. Сейчас в космической гонке вперед вырвались американцы и к ним подключается Китай. Однако пока Россия остается единственной страной в мире, оказывающей услуги по доставке космонавтов на МКС.

В 1990 году США дали зеленый ⁠цвет частным космическим компаниям – приняли закон, по которому NASA было ⁠обязано закупать услуги по запуску ⁠у коммерческих фирм. Следом в 1998 году был принят закон о коммерческом ⁠использовании ⁠космоса. С этого момента требования правительства США ⁠к частным лицам, которые планируют осваивать космос, максимально прозрачны. Америка уверенно снизила долю государственного участия в космических программах. В результате уже к 1999 году США удалось существенно удешевить стоимость запуска: в Калифорнии разработали формат сверхмалых спутников CubeSat. Они представляли собой один или несколько «кубиков» размером 10×10×10 см, помещенных в специальный контейнер.


В 2010 году рынок космических пусков был поделен между Европой и Россией, причем нашей стране тогда принадлежало 58% запусков. Но уже через год на рынок вышел новый игрок – Китай. Еще через два года в игру включилась американская компания SpaceX. К 2017 году SpaceX принадлежало уже 45% рынка коммерческих запусков, ЕКА – 40%, «Роскосмосу» – только 15%. Прогнозы на 2018 год для России неутешительные: наша доля запусков снизится до 10%.

Успешность космических компаний сегодня во многом определяет цена, по которой они выводят груз на орбиту. По приблизительным подсчетам, минимальная цена вывода килограмма груза на низкую околоземную орбиту у SpaceX – $2700, у «Роскосмоса» – $2800. У партнера ЕКА французской Arianespace (ArianeGroup) – $8500, но они готовятся снижать цены и вводят новые ракеты. SpaceX с вводом в эксплуатацию ракеты-носителя Falcon Heavy планирует уложиться в $1400, при этом можно ожидать еще большего снижения в случае повторного использования многоразовых ступеней.

Цена доставки килограмма груза на геопереходную орбиту у «Роскосмоса» – $10 тысяч, у SpaceX – $7500 (без спасения первой ступени), Arianespace – около $17 тысяч. Falcon Heavy будет доставлять груз на геопереходную орбиту по цене $3500.

SpaceX и Falcon Heavy предоставляют самые выгодные цены на космическом рынке. Компания Илона Маска выигрывает не только за счет низкой стоимости запусков, но и их частоты: 18 запусков в 2017 году. Со SpaceX и Falcon Heavy сможет конкурировать разве что Китай, если ему удастся потеснить крупных игроков и выйти на рынок с новым предложением.

На данный момент большинство космических частных компаний находится в США. Среди них ULA – два объединившихся авиакосмических гиганта Boeing и Lockheed Martin. Она выводит на орбиту космические аппараты по заказу правительства США и Министерства обороны США.

Для других частных компаний США задач тоже хватает. Orbital Science Corporation по контракту с NASA доставляет грузы на МКС. Blue Origin планирует специализироваться на космическом туризме – отправлять туристов на четыре минуты в невесомость. Компания Bigelow Aerospace – на строительстве космических отелей на орбите Земли.

Компания Virgin Galactic тоже вот-вот придет с новостями. Британский миллиардер Ричард Брэнсон, основатель Virgin Galactic, утверждает, уже в 2018 году осуществит первые туристические полеты «в невесомость и назад» за $250 тысяч.

Кто полетит на Луну?


В 2017 году космические агентства России и США договорились о создании новой космической станции Deep Space Gateway на орбите Луны. Станция будет состоять из нескольких модулей аналогичных МКС и находиться на гало-орбите в нескольких тысячах километров от Луны. Она должна стать новой лабораторией для изучения космических эффектов, ведь рядом с Луной более «чистые» условия, чем на околоземной орбите, и аванпостом для дальнейших исследовательских пилотируемых полетов на Луну и Марс.

К решительным действиям готовится Китай, где лунная программа поддерживается на государственном уровне. Страна планирует запуск миссии Chang’e 5, в ходе которой Китай доставит на Землю до двух килограммов лунного грунта и образцы горных пород.

Но США не намерены уступать. В декабре 2017 году Дональд Трамп подписал директиву, согласно которой Америка должна вернуться на Луну. Сверхтяжелая ракета SLS отправится к Луне в 2020 году. Еще через 10 лет на спутнике Земли может появиться американская база. Эксперты оценивают стоимость пилотируемой лунной программы в $100 млрд.

Как только США заявили о возобновлении лунной программы, Япония выразила желание сотрудничать с ними. В 2007 году Япония уже запустила к Луне орбитальный зонд, а после 2030 года планирует строить лунную базу.

Направила космический аппарат к Луне и Индия. Кроме того, эта страна в 2017 году испытала корабль для пилотируемых полетов и теперь собирается запустить корабль с экипажем. Тогда Индия станет четвертым государством, развивающим пилотируемую космонавтику, после России, США и Китая.

Европейские государства планируют построить лунную базу в 2020–2030-х годах. Несколько проектов находятся на рассмотрении. Но уже известно, что базу построят роботы, а люди присоединятся к строительству на финальном этапе.

Какие планы у России?

У России до подписания договора о создании космической станции Deep Space Gateway вместе с США было немного вариантов для дальнейшей экспансии в космос. А Deep Space Gateway дает возможность получения новых заказов от NASA на разработки и создание новых технологий – скафандров, модулей и т.д. Также появляется смысл в разработке сверхтяжелой ракеты, которая давно уже стояла в плане.

С российской лунной программой ясности меньше. Ее даты несколько раз переносились. Теперь «Роскосмос» планирует запустить аппарат «Луна-25» в 2020 году. Кроме того, в 2017 году началась разработка ракеты-носителя среднего класса нового поколения «Союз-5», на базе которой в дальнейшем будет создан сверхтяжелый носитель. К 2020 году в космос отправится и российская обсерватория «Спектр-РГ» со сверхвысокой чувствительностью и разрешением. Обсерватория будет изучать экзопланеты, эволюцию звезд и Вселенной.

В этом и следующих годах Россия в партнерстве с ЕКА продолжит инвестировать в программу по исследованию Марса «Экзомарс». Цель программы – найти доказательства существования жизни на Марсе. В рамках «Экзомарс» в 2016 году был осуществлен запуск автоматической межпланетной станции «Экзомарс-2016». В планах запуск «Экзомарса-2020». Второй раз на планету отправят не просто марсоход, а лабораторию.

На 2018 год запланирован старт первого аппарата многофункциональной системы «Арктика». Она обеспечит связь и постоянное наблюдение в полярных областях и акватории Северного Ледовитого океана. В том числе «Арктика» проведет обзор неба в жестком рентгеновском диапазоне энергий от 2 до 30 килоэлектронвольт, что позволит обнаружить скрытую популяцию из нескольких сотен тысяч сверхмассивных черных дыр.

По плану к 2019 году должно завершиться строительство российского сегмента МКС. В ее состав войдут три модуля: многоцелевой лабораторный, узловой и научно-энергетический модуль. Многоцелевой лабораторный модуль будет предназначен для научной работы и хранения грузов, он же станет портом для стыковки транспортных кораблей.

Кроме того, в 2025 году «Роскосмос» обещает запустить новый спутник из серии «Кондор», он будет не только вести фотосъемку, но и охотиться за полезными ископаемыми. На этот же период запланирован запуск нового пилотируемого космического корабля «Федерация». Он должен прийти на смену кораблям «Союз» и автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс». «Федерация» будет доставлять людей и грузы на околоземную орбиту и к Луне.

via

Tags: будущее, технологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 152 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →