Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

цвет пыли

К истории про бабочку и про женщин-камуфлеров



Кто придумал камуфляж? Несколько фактов из жизни художника Эббота Тайера.

Маскировка (а именно так переводится с французского это слово) – очень важная составляющая жизни в природе. Наши далекие предки оценили умение многих живых существ «растворяться» на фоне растительности. Умение быть незаметными они тоже применили первыми: раскрашивали себя глиной, привязывали к телу пучки травы, плели сетки из веток, накрывались шкурами животных, чтобы подобраться к добыче как можно ближе. В странах, богатых снегом, нужно было быть белым; на серых скалах – серо-буро-коричневым; на темном фоне потеряться можно было, только став чернее ночи.

Со временем охота отошла на второй план: маскироваться в обычной жизни не было необходимости. А военные, наоборот, не видели в этом никакого резона и украшали себя красными, синими, зелеными и желтыми мундирами. Выходила такая разноцветная армия на поле боя, и любому солдату сразу было видно, где враг, а с какой стороны соратник. Целиться в противника тоже было удобно – промахов почти не было. В крупных поражениях всегда обвиняли полководцев и правителей. На необходимость маскировки военные обратили внимание только в конце 19 века. Первыми это сделали англичане, которые никак не могли справиться с индусами, одетыми в костюмы цвета хаки. Это короткое слово переводится с фарси словосочетанием «цвет пыли».

Сначала короткие маскировочные накидки этого цвета надели разведчики. Они сразу же поняли все преимущества новой маскировки и тут же доложили об этом начальству. Командование рапорт приняло, разведку похвалило за инициативу, кого-то даже отпуском поощрили. На этом дело закончилось: потерялась бумага в каком-то штабном столе.


На другом конце света жил-был художник. Звали его Эббот Тайер. Мир искусства знал его как одного из лучших портретистов, восхищался его тонкими, изящными женскими фигурами и роскошными пейзажами. Но было у американца одно замечательное хобби, которое помогло военным всего мира понять, как правильно подбирать маскировку. Художник восхищался способностью животных становиться невидимыми, и он пытался понять, что лежит в основе этого феномена. Итогом его изысканий стала замечательная книга «Защитные окрасы в царстве животных». В ней Эббот Тайер объяснил закон мимикрии: все, что находится в тени, всегда светлее того, что освещено солнцем. Хотите спрятаться? Встаньте так, чтобы вас не было видно.

Не только маленькие детки с удовольствием рассматривали картинки-загадки из книги Эббота Тайера. Взрослые дяденьки из военного ведомства США тоже внимательно изучили эту книгу. Открытие художника оказалось полезным. Были разработаны два разного вида рисунка для маскировочных тканей. Из них сшили форму, спецкостюмы, сетки для маскировки больших объектов. Тут же открыли фабрику, которая специализировалась только на тканях для новой формы. Как говорится, процесс пошел.

Художник узнал о том, что военное ведомство США нагло присвоили его открытие, самым бессовестным образом его эксплуатирует и ни копейки ему за это не отчисляет. Разумеется, был подан иск. Тайер проиграл несколько судебных заседаний. Денег не получил, зато остался в истории: его открытие закона мимикрии получило название «Закон Тайера». Вряд ли это событие пролилось бальзамом на сердце обиженного художника. Он умер, а мир так и не узнал, что ставшая привычной повседневная военная форма – результат многолетних наблюдений Эббота Тайера.

Первый патент был выдан Владимиру Баранову (Россину). Пятнистая форма для солдат французской армии с тех пор отлично маскировала бойцов. Автор новой ткани дал ей сложное название – пуантилистически-динамичный камуфляж. К началу Второй Мировой войны основами маскировки владели все армии мира, а вот камуфляжный рисунок на их форме пока еще отсутствовал. Цвет хаки, мышиный, просто черный, табачно-зеленый – эти цвета иногда помогали стать незаметными, но чаще выдавали солдата. С маскирующим рисунком шили только халаты для разведчиков и комбинезоны для снайперов. После войны, делая выводы из побед и поражений, командование практически всех армий мира признало, что открытие Эббота Тайера спасло не одну жизнь, а значит, следует использовать маскировочные рисунки для экипировки вооруженных сил.

На сегодняшний день существует множество разного вида рисунков и расцветок маскировочной ткани. К каждой конкретной местности создается свой собственный рисунок. К процессу подключились химики, им удалось создать камуфлирующие краски. В конце концов, стало ясно, что достаточно изменить угол зрения, то есть «размазать» предмет или «сломать» его, и противник не сумеет распознать, сколько врагов перед ним, на каком расстоянии они находятся и какую опасность представляют. Специалистам, занятым вопросами маскировки, еще есть над чем работать. Стоять на виду, так близко, что можно дотронуться рукой, и при этом оставаться невидимым – это высшее достижение камуфляжа. Но оно, учитывая современные требования, еще требует доработки. Возможно, где-то сейчас сидит еще один Эббот Тайер и придумывает новый камуфляж.

via

И еще несколько иллюстраций из книги Тайера «Concealing-Coloration in the Animal Kingdom» 1909 год



















Tags: art, history, книги, рисунки, технологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments