
Промышленная революция стоила Британии довольно дорого. Леса безжалостно вырубались, освобождая места для заводов и мануфактур, реки и воздух загрязнялись, старые ремесла умирали, не в состоянии конкурировать с промышленностью.
Многие товары были ядовитыми – даже ткани, обработанные новыми красителями, для выявления цвета которых использовался мышьяк. На производство фосфорных спичек шли только самые отчаянные – фосфор накапливался в организме, причиняя сильнейшие боли (с помощью этих спичек самоубийцы кончали с жизнью). Газовые горелки сжигали кислород в помещениях, дуговые лампы, использовавшиеся в общественных местах, имели свойство взрываться.
В массовом производстве активно начали использовать женщин и детей – им можно было платить меньше. Это приводило к бунтам и войне с фабриками. В 1812 году власти были вынуждены ввести закон, согласно которому уничтожение машин каралось смертной казнью. Несмотря на это были случаи, когда фабрики охранялись с помощью пушек.
Промышленная революция создала «ширпотреб» – сработанные по одному трафарету, обезличенные и дешевые предметы. Реакцией на это стало появление художественного движения «Искусства и ремёсла». Во главе его стал поэт, художник и мыслитель Уильям Моррис. Участники движения считали, что бездушное массовое производство приводит к деградации как создателя, так и потребителя товаров. Они хотели сблизить ремесло и искусство.

Сторонники движения «Искусств и ремесел» в продолжение средневековых ремесленных традиций образовывали гильдии и общества, каждое с собственным стилем, специализацией и лидерами. Предпочтение поначалу отдавалось внешней простоте, лаконичности формы, растительным и анималистическим узорам.
Сам Моррис верил в то, что искусство и дизайн могут изменить общественный уклад и улучшить качество жизни их создателей и потребителей. Моррис был романтиком и считал, что технический прогресс приводит человечество к деградации и в первую очередь обвинял в этом высшие слои общества. Даже его женитьба на Джейн Бёрден была своего рода протестом: девушка была натурщицей и идеалом красоты прерафаэлитов, но ее отец был конюхом.

Мастеров искали по всей стране. В случае отсутствия таковых Уильям лично занимался исследованиями и «переоткрывал» утраченную технологию, как это случилось с художественным ткачеством. При наборе учеников принципиально не выбирались способные: трудолюбие и упорство превозносилось над талантом.

Основателями движения были страстные социалисты. Они были убеждены в том, что возврат к традициям ремесленничества повысит уровень жизни бедных слоев населения Викторианской Англии и, таким образом, сделает мир лучше. К сожалению большая часть продукции ручного изготовления «Моррис и Ко» была так дорога, что покупать ее могли лишь богатые промышленники, столь презираемые членами движения «Искусств и ремесел».

Тем не менее движение «Искусств и ремесел» вскоре завоевало признание в Европе и США.
И именно из него вырастет потом ар-деко. via
p.s
И еще несколько слов про жену Уильяма Морриса

Именно малообразованная Джейн Бёрден была прообразом Элизы Дулиттл из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». После обручения она начала брать частные уроки, выучила французский и итальянский языки и стала пианисткой. Она же была возлюбленной Данте Габриэля Россетти.

Данте Габриэль Россетти. Прозерпина. 1874

Данте Габриэль Россетти. Синее шёлковое платье. 1868

Уильям Моррис. Королева Гвиневра. 1858
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →