Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Categories:

сомнительная живопись



В 1885 году сначала Победоносцев, а затем и царь запретили к показу «полную отвращения» картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Этот конфликт стал поводом к введению цензуры для всех картин в России.

За день до запланированного посещения выставки Александром III на позицию императора повлиял обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев, писавший ему: «Стали присылать мне с разных сторон письма с указанием на то, что на передвижной выставке картина, оскорбляющая у многих нравственное чувство: Иван Грозный с убитым сыном. Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на неё без отвращения. Слышно, что Ваше величество намерены посетить выставку на днях, и конечно сами увидите эту картину. Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения идеалов. Прежние картины того же Репина отличались этой наклонностью и были противны. А эта картина просто отвратительна».

Накануне приезда Александра III на выставку гофмаршал Зиновьев предупредил императора об «ужасной картине»: «Ваше величество, это невозможная картина, её нельзя позволять выставлять. Это отвратительно! Это ужас что такое! И Третьяков её уже купил, а галерея его всегда открыта для публики». И.Крамской, свидетель этого разговора при дворе, так передаёт ответ Александра III: «Я не желал бы, чтобы эта картина была отправлена в провинцию»».

Конференц-секретарь Академии художеств Петр Исеев писал градоначальнику Петербурга: «При разрешении вопроса о том, может ли быть выставлено то или другое художественное произведение для публики, должно быть принимаемо во внимание только содержание, и если по своему содержанию оно неудобно для публичной выставки, то оно должно быть безусловно запрещено, несмотря ни на какие художественные достоинства». Десятки картин после этого были подвергнуты цензуре.




Вот только один пример — судьба картины Николая Ге «Что есть истина?», показанной на выставке Товарищества в 1890 году. Полотно удачно прошло предварительную цензуру, но вызвало резкую критику Победоносцева, писавшего Александру III о «всеобщем негодовании», возникшим в петербургском обществе: «Люди всякого звания, возвращаясь с выставки, изумляются: как могло случиться, что правительство дозволило публично выставить картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозное чувство и притом несомненно тенденциозную. Художник именно имел в виду надругаться над тем образом Христа, который выше всего дорог сердцу христианина и составляет сущность христианской веры. Притом нельзя не подумать, что передвижная выставка после Петербурга обыкновенно развозится по городам внутри России. Можно представить, какое произведёт она впечатление в народе и какие — смею прибавить — нарекания на правительство, так как народ до сих пор ещё думает, что всё разрешаемое правительством им одобрено».

Александр III ответил резолюцией: «Картина отвратительная, напишите об этом директору Департамента полиции И. П. Дурново, я полагаю, что он может запретить возить её по России и снять теперь с выставки». Вскоре после этого картина была удалена из экспозиции, а её изображение — из иллюстрированного каталога выставки. via

Еще из истории художественной цензуры



Голод 1891—1892 охватил в России 17 губерний с населением 36 млн человек. В пострадавших губерниях налицо имелось только 14 % от требуемого законом запаса хлеба в общественных магазинах. Правительство долго не решалось официально признать сам факт голода. Когда о голоде стало известно, американская сторона предложила гуманитарную помощь России, что было озвучено дипломатическим представительством США в Санкт-Петербурге. В США был создан Комитет США по оказанию помощи российским голодающим, финансирование которого осуществлялась в первую очередь за счет средств, собранных американскими гражданами и частными организациями.



Первый транспортный корабль Indiana , так называемого Флота Голода (Famine Fleet), с грузом продовольствия общим весом 1900 тонн прибыл в балтийский порт Лиепая 16 марта 1892 года. Второй корабль Missouri доставил груз пшеничной и кукурузной муки общим весом 2500 тонн в Лиепаю 4 апреля 1892 года. В 1892 году художник Айвазовский запечатлел это событие в двух картинах: «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи».

Перепечатка этих картин в России не приветствовалась



Цензура распространялась и на иконопись. Указами Синода 1722 года запрещался целый ряд икон, «противных естеству, истории и самой истине». К образам, «противным естеству», причислили икону мученика Христофора «с песьей головой» и икону Богоматери Троеручицы по причине того, что на ней писали три «естественные» руки. Запрет на изображение Бога Отца, содержавшийся в 43-й главе Большого Московского собора, давал основание занести в запретный список целый ряд икон, широко распространенных в то время не только в народе, но и в церкви. via

Указ 1744 года гласил: «…в деревенских крестьянских избах иконы закопчены, грязны, на них часто не видно ликов; это может привести к насмешкам заходящих в избы иноземных путешественников». via

Еще немного сомнительной живописи


Владимир Маковский. «Освящение публичного дома» 1900 г.



Николай Орлов. «Освящение водочного магазина» 1904 г.



Леонид Соломаткин. «Славельщики-городовые» 1867 г.



Николай Неврев.«Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие» 1866 г.



Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху» 1861 г.



Павел Ковалевский. «Порка» 1880 г

Tags: art, history
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 175 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →