Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Categories:

закон падения цены и качества

Небольшой рассказ из вчерашней лекции по фотографии.

Развитие фотографии – это частный случай развития науки и техники. И прогресс в фотографии подчиняется тем же законам. Один из них я бы сформулировал так: сначала все стоит очень дорого и идет медленное улучшение качества, а потом неизбежно следует резкое падение цены и качества, в результате которого нововведение становится доступно большому количеству людей. Потом снова идет медленное улучшение качества и увеличение цены и снова резкое падение.

Поясню на примере:
Фотография стоила очень дорого. Например, в Берлине в 1844 году пластинка четвертного размера стоила около двух талеров. Это заработок берлинского плотника за две недели (и этих денег едва хватало, чтобы свести концы с концами)



Посмотрите на этот снимок. 1886 год. Мне кажется, что это шедевр. Потрясающая проработка деталей и невероятный тональный диапазон. Это платиновая фотопечать. К концу XIX века она практически вытеснила с рынка другие позитивные процессы печати снимков. У нее было огромное количество достоинств (про качество я уже сказал). Отпечатки не давали бликов. Их не покрывали желатиной, поэтому они со временем не скручивались. Срок их хранения достигает 1000 лет.

Еще раз повторю. 1886 год.

Проблема была только в одном – в цене. Если в момент изобретения платинотипии платина была относительно недорогой, то начиная с 1906 года она стала резко дорожать. В 1907 году платина стоила в 52 раза дороже серебра. Во времена Первой мировой войны 90% рынка платины контролировала Российская империя, и вся доступная платина использовалась в военных целях. И в 1916 году производство такой фотобумаги было прекращено. Все перешли на дешевую и худшую по качеству традиционную желатиносеребряную фотобумагу.




В 1925 году камера Leica была представлена на Лейпцигской ярмарке. На нее никто не обратил внимание. В то время «малым» считался формат рольфильма (6х9 см), а серьезные фотографы использовали негативы форматом 9х12 см, 13х18 см и больше. «Лейку» даже не хотели сначала выпускать на рынок.

Но все решила цена. Стоимость маленькой и плохенькой камеры (по сравнению с большими), а также низкая цена стандартной 35-мм кинопленки (но с вдвое большим размером кадра) решила все. Качество резко упало вместе с ценой, оставив тысячи профессионалов без привычного заработка. Но на смену им пришли миллионы любителей. Из них вырастут Александр Родченко, Роберт Капа и Анри Картье-Брессон

Кстати, эту камеру скопируют и упростят потом беспризорники Макаренко, начав выпускать фотоаппарат ФЭД (Феликс Эдмундович Дзержинский). И они тоже возьмут ценой – 712 рублей за ФЭД против 2000 рублей за Leica



Следующее резкое падение цены и качества произойдет с переходом на цифру и с включением камеры в стандартный набор смартфона. Фотография вообще практически перестала хоть что-то стоить. Это оставило без привычного заработка профессиональных фотографов, но на смену им пришли миллиарды любителей. Из которых тоже вырастут новые гении.

И сегодня каждые две минуты мы делаем больше снимков, чем все человечество в XIX веке. 

p.s.
Спасибо всем пришедшим на лекцию

Tags: history, технологии, фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 160 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →