Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Category:

История колеса



Попытки улучшить колесо предпринимались очень давно. Деревянные колеса быстро приходили в негодность. Их укрепляли металлическим ободом. Нам даже трудно сейчас представить, какая какофония звуков стояла в городе при движении колесных экипажей по булыжной мостовой. Кроме того, такие колеса были очень «жесткими» и поездка на большие расстояния была довольно мучительной – пассажиры вылезали из своих экипажей усталыми и разбитыми.

Первым изобретателем шины принято считать англичанина  Роберта Томсона. Он запатентовал камеру из кусочков кожи, соединенных заклепками. В патентной заявке Томсон писал: «Весь смысл моего изобретения состоит в использовании гибких опор вокруг ободков колес автомобилей с целью убавления силы, столь необходимой для того, чтобы тянуть автомобиль, тем самым, облегчить перемещение и понизить уровень шума, который создается при быстром движении». Но изобретением никто не заинтересовался




Заново изобрести шину помогло распространение велосипедов. Ветеринару Джону Данлопу было больно видеть, как его сын мучается, пытаясь научиться кататься на очень жестком железном велосипеде. Данлоп сделал две камеры из своего поливального шланга и закачал в них воздух. Результат поразил всех и в 1888 году Данлоп получил патент на свой «пневматический обруч».



Первыми пневматические шины для автомобилей начали выпускать два брата-француза Андре и Эдуард Мишлен. У них был огромный опыт производства велосипедных шин. Братья сделали заявление, что к гонке «Париж – Бордо» (1895 г.) на их автомобиле будут установлены пневматические покрышки. И автомобиль братьев Мишлен, несмотря на множественные проколы, прошел всю гонку (1200 км) собственным ходом. После головокружительного успеха французских изобретателей пневматические шины превратились в стандарт для любого автомобиля.



Мощнейший толчок развитию автомобилей дала Первая мировая война. Она потребовала производства автомобилей в промышленных количествах. Широко известна история спасения Парижа таксистами: столица Франции была в опасности. Правительство уже покинуло Париж, но тут на помощь пришло подкрепление – Марокканская дивизия. Французская разведка установила, что развивая наступление, немцы оставили без прикрытия фланг своей армии. Перед командованием встала сложная задача – быстро перебросить войска на расстояние до 50 км. И за одну ночь парижские таксисты перевезли 6000 солдат. Благодаря этому французская армия одержала победу и немцы были остановлены.



Прогресс не стоит на месте. Автомобильные шины становятся легче и надежнее. Мишлен первым создает бескамерные покрышки. А недавно вместе с NASA конструирует безвоздушные шины для нового поколения лунных автомобилей. Эти покрышки в три раза эффективнее предыдущих колес лунного транспорта.



Возможно они найдут применение и на Земле – им не страшны гвозди и они гораздо прочнее сегодняшних шин.



Скоро настанет время менять летнюю резину на зимнюю. Автомобилисты будут простаивать часами в очередях. Я помню монологи старых таксистов, ворчащих на то, какую ерунду придумали эти производители – мы, дескать, всю жизнь ездили на всесезонке и знать не знали ничего про зимнюю резину. Просто аккуратнее водили – и все. Действительно – ездили. Но опыт и навыки вождения профессионального водителя совершенно несравним с опытом обычного автомобилиста (хотя, согласно опросам, 90% наших водителей водят автомобиль «гораздо лучше среднего уровня»). Но первый же «День жестянщика» убедительно докажет преимущества зимней резины.



Меня пригласили в учебный центр компании Мишлен, чтобы показать, насколько продвинулись технологии в специализированных сервисных центрах (компания Мишлен не только продает шины, но и проводит подготовку персонала своих дилеров по шиномонтажным работам), а также рассказать об ошибках, которые можно избежать при смене резины. Надеюсь, эта информация будет вам полезной.



В чем принципиальная разница между специализированным шиномонтажным сервисом и обычным «гаражным» пунктом?

Прежде всего это люди. Уровень сотрудников несравним. В гаражах, как правило учат просто – смотри парень и повторяй за мной. В гаражах большая текучка, кроме того, гаражный «мастер» редко признается, что он, например, повредил покрышку своей монтировкой (а такое случается довольно часто – тут и деформация бортового кольца и разрыв борта шины и т.д.).



Даже просто неверно выбранное место начала демонтажа колеса может привести, например, к поломке дорогостоящего датчика давления (у кого такой имеется). В специализированных сервисах уровень работников на голову выше – все они получают специальные сертификаты и сдают экзамены прежде, чем приступят к работе.



Совершенно отличается и уровень инструментария – от мойки колеса до его балансировки. Например, в гараже иногда просто физически не могут поменять низкопрофильную резину



Сравните обычный монтажный инструмент (сверху) и профессиональный (снизу). Стандартной монтировкой очень легко повредить ваше колесо. Профессиональной – практически невозможно. В гараже, как правило, не знают, что такое динамометрический ключ и протягивают все гайки «до упора» – это может привести к срыву резьбы.

Очень важны и расходники. В гараже для уменьшения трения покрышку могут смазывать отработанным машинным маслом (оно химически активно), а в специализированных шиномонтажах для этого используют особую смазку.



Еще несколько советов. Рекомендуется при смене резины менять и вентиля – при эксплуатации могут быстро выйти из строя и начать травить воздух – например, при попадании колеса в яму. Они стоят совсем недорого. Обращайте внимание на размер вентиля – он не должен выходить за габариты колеса.



Если у вас одно колесо вышло из строя, придется купить два – колеса на одной оси должны быть одного состояния. Несколько раз сталкивался с обсуждением вопроса – куда ставить новую резину. Бытуют две точки зрения: на передние колеса (разрыв переднего колеса на скорости страшнее) или на ведущую ось. По мнению специалистов компании Мишлен обе точки зрения являются ошибочными – самая «главная» ось в автомобиле задняя. Туда и ставьте новую резину. Даже если, не дай Бог, на скорости лопнет переднее колесо, у вас есть шанс избежать неуправляемого заноса с помощью руля. Разорвавшееся заднее колесо практически не оставляет вам такой возможности.

Еще немного полезной информации



В заключение вопрос – для каких целей в профессиональных шиномонтажных центрах используется большая красная клетка?



Помните: хорошие шины – это ваша безопасность. Мощность – ничто без контроля.
Tags: history, полезное, реклама
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 115 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →