Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Category:

Ле-Ман

Несколько историй про гонки Ле-Ман и гонщиков, принимавших в них учатие.
Все фотографии сделаны в автомобильном музее Ле-Ман.

_MG_4962_m

Долгое время гонка являлась этапом Чемпионата мира среди спортивных автомобилей, хотя всегда считалась престижнее Чемпионата мира. Кроме того 24 часа Ле-Мана — старейшая из всех ныне существующих автомобильных гонок на выносливость. Ее иногда называют «Гран-при выносливости и экономичности». Команды вынуждены искать баланс между скоростью и надежностью автомобилей, которые должны продержаться в 24 часа

Первая гонка прошла в 1923 году. Сначала в соревнованиях участвовали только автомобили, находящиеся в свободной продаже с количеством мест не менее четырех (в виде исключения разрешалось участвовать и двухместным, но только в том случае, если модель не имела более вместительной серийной модификации). Вместо трех или более пассажиров на борту находился соответствующий их весу балласт.


_MG_4954_m

Идея провести кольцевые гонки была связана с дороговизной обычных гонок – за машинами должны были следовать все службы техподдержки, скорая помощь и т.д. Коме того, это было сделано для удобства зрителей – по словам одного из гонщиков после ралли-рейда по Провансу: "Наши подвиги видят только прованские коровы". Раньше зрители следили за гонкой в основном по газетным публикациям.

_MG_4949_m

Открытые машины должны были часть дистанции идти с поднятым тентом, часть - с опущенным. Ночью никому не разрешалось выключать фары (даже на остановках) - не только из соображений безопасности, но и затем, чтобы продемонстрировать надежность электрооборудования.

Побеждал тот, кто прошел за 24 часа большую дистанцию. Чтобы быть классифицированным, необходимо обязательно пересечь финишную линию. Это приводило к тому, что последние минуты гонок изувеченные машины кое-как выползали из боксов и ползли к финишу, чтобы попасть в зачет. Иногда гонщики на поврежденных машинах просто останавливались у финиша, и когда гонка завершалась – пересекали линию.

_MG_4958_m

Великий гонщик Робер Бенуа. Во время Первой Мировой воевал сначала в пехоте, а потом стал летчиком. В 1937 году стал победителем Ле-Мана. В 1927 на Delage 155 выиграл все этапы чемпионата Европы Гран-При – французский , испанский, итальянский и британский. Во время Второй Мировой Бенуа был одним из руководителей группы сопротивления – устраивал диверсии во Франции. Был схвачен гестаповцами, но бежал. Его гоночный Бугатти понравился одному из немецких функционеров, но никто из немцев не мог завести его. Бенуа посадили за руль. Спереди и сзади его сопровождали машины конвоя. За городом Бенуа резко свернул в сторону и ушел от погони. Вернулся в Англию где, подготовив новую группу подпольщиков, снова десантировался во Франции. В 1944 был арестован. Казнен в Бухенвальде.

_MG_4973_m

Луи Розье стал победителем Ле-Мана в 1950. Всю гонку провел за рулем в одиночку. И только на последние два круга, уже засыпая от усталости, передал руль своему сыну. В 1956 году погиб на трассе в Монтери.

Его примеру последовал другой гонщик-индивидуалист Пьер Левег. В 1952 году он приобрел Talbot Lago и решил никого не пускать за руль. К концу гонки он уже почти ничего не соображал – вел машину на автопилоте. В боксе, куда Левег заезжал для заправок, он не узнавал даже собственную жену. Он проехал за рулем 22 часа 50 минут, когда его машина вдруг остановилась. Предполагают, что Левег заснул, когда переключал передачу; нога уже отключившегося гонщика утопила акселератор до пола, двигатель вышел за критическое число оборотов и сломался. А он был первым и до финиша оставалось совсем чуть-чуть.

_MG_4979_m

За целеустремленность и стремление к победе Пьер Левег был нанят компанией Mercedes-Benz в качестве заводского водителя в 1955 году. Его машина попала в чудовищную аварию. На огромной скорости (примерно 240 км/ч) Левег врезался в резко затормозившую перед ним машину. Его машина оторвалась от земли, перелетела через ограждение и врезалась в зрителей. Двигатель, капот, передняя ось отделились от рамы и разлетелись по трибунам, сшибая на своем пути зрителей. Пилота тоже выбросило из машины, и он скончался от удара головой об трибуну при приземлении. В то время на гоночные автомобили не ставили ремни безопасности, так как среди гонщиков было распространено мнение, что лучше быть выброшенным из автомобиля, нежели сгореть в нем или быть смятым, будучи пристегнутым к сиденью. Это была крупнейшая катастрофа в истории автоспорта – погибло 83 человека, включая гонщика Пьера Левега, и 120 получили ранения.



После этой катастрофы были полностью пересмотрены правила безопасности, а, например, в Швейцарии автомобильные гонки были практически запрещены. И не проводятся и по сей день.

_MG_4982_m

Фирма Mercedes после катастрофы 1955 года вообще ушла из гонок на долгие десятилетия. А когда вернулась, избегала участвовать в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Но в 1999 году Mercedes вернулась. Три экипажа германской фирмы были основными претендентами на победу. Однако эхо давней трагедии обернулось для Mercedes фарсом. Сверхмощные автомобили Mercedes CLR-GT1 в тот год выигрывали множество соревнований. Но на неровном асфальте Ле-Мана они столкнулись со странными аэродинамическими проблемами из-за гладкого днища. В аварию попал болид №4, он в буквальном смысле взлетел вверх и совершил сальто. Шасси №5 ожидала страшная участь: автомобиль отправился в полет, подобно самолету, на одном из скоростных участков трассы и, совершив переворот, приземлился в близлежащем лесу, примыкавшем к участку автодрома.



К громадному облегчению многомиллионной телеаудитории, наблюдавшей за гонкой в прямом эфире, Питер Дамбрек, сидевший в кокпите, смог выбраться из разбитой машины самостоятельно, как и Марк Веббер (а ему пришлось это делать два раза) ранее. Машина №6 была немедленно снята с дистанции.

_MG_4983_m

Раньше , перед началом гонки, гонщики выстраивались перед своими автомобилями, по сигналу бежали к машинам, прыгали в кокпиты, заводили двигатели и выезжали на трассу. Специально для этого старта практически все участники создавали различные системы скорейшего запуска двигателя. Самой популярной была такая: кнопка стартера располагалась в подушке сиденья; как только пилот падал на сиденье пятой точкой, включался двигатель.

К слову – советские гонщики, ездившие в закрытых машинах, придумали запускать двигатель открыванием двери - либо кнопка стартера выводилась в дверной замок, либо стартер срабатывал от размыкания контактов на двери и кузове.

_MG_4986_m

Но на старте гонки 1969 года пилот Жаки Икс не стал бежать, а подошел к своему автомобилю неторопливым шагом. При этом его чуть не сбил успевший стартовать автомобиль соперника. Тем не менее Икс тщательно пристегнулся и только после этого начал гонку. На первом же круге той гонки в аварии погиб выступающий за свой счет пилот Джон Вулф. Икс же одержал победу.

_MG_4999_m

Именно на гонке «24 часа Ле-Мана» было положено начало такой традиции, как душ из шампанского. В 1967 году победителями гонки стали Дэн Герни и Эй-Джей Фойт. Когда они поднялись на подиум, им вручили большую бутылку шампанского. Рядом с подиумом они заметили президента Ford Генри Форда II, владельца команды Кэрролла Шелби, их жен и нескольких журналистов, ранее пророчивших провал выдающегося дуэта. Герни встряхнул бутылку и окатил шампанским всех, кто стоял рядом с ним, установив таким образом традицию празднования победы, которая вот уже более 40 лет поддерживается во всем мире.

_MG_5001_m

Гонка стартует в 15.00 по местному времени, продолжается всю ночь и заканчивается в то же время на следующий день. За 24 часа современные автомобили обычно успевают проехать более 5000 километров. Действующий рекорд — 5410 километров — был установлен в 2010 году. Это расстояние более чем в шесть раз превышает дистанцию гонки 500 миль Индианаполиса и почти в 18 раз — Гран-при Формулы-1.

_MG_4931_m

Рекорд трассы в гонке был установлен Дювалем на 369 круге. Гонщик показал время 3.19,074. Это соответствует средней скорости 246,46 км/час.
Максимальная скорость частного купе Peugeot 908 HDi составила 347 км/час.
За 24 часа полуоси на ведущем мосту совершили по 2,5 миллиона оборотов.
На торможениях перед шиканами на прямой Мюльсан тормозные диски нагреваются до 750 градусов по Цельсию.
За весь марафон шток каждого амортизатора совершает суммарное перемещение 6 км.
За 24 часа на плановых остановках каждый механик, занятый на смене колес, в сумме поднимает 1400 кг.
Tags: history, мои фотографии, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →