Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Categories:

шаблоны

При всей относительной полезности школьного образования, оно прививает детям несколько шаблонов, от которых ребенку крайне трудно избавиться, когда он станет взрослым.

tumblr_lip8rkJbh61qa0uujo1_1280

1. 2 х 2 = 4

Поиск единственного правильного решения.
То, что дважды два равно четырем – это довольно редко встречающийся в жизни случай. Как правило, человеку приходится сталкиваться с задачами, у которых возможно множество относительно правильных (или неправильных) решений. А привитый в школе стереотип заставляет удовлетвориться практически первым же решением, хоть как-то подходящим под условия задачи. Немного упрощая, можно сказать, что человек обычно выбирает решение из первых пришедших в голову двух-трех вариантов. Вместо того, чтобы рассмотреть хотя бы несколько десятков вариантов.


Capture

2. Машина проехала за три часа 250 км. Какова ее средняя скорость?

Во-первых ребенок привыкает, что у задачи есть решение (а это, опять же, частный случай). И самое главное – что в условии есть все данные для решения задачи. Фактически условие – это и есть решение. Просто записанное в другой форме. В действительности же взрослый, как правило, будет сталкиваться с задачами, данных в которых будет катастрофически не хватать. А у него совершенно нет навыков решения задач при тотальной нехватке информации.

Ли Якокка говорил об этом Филипу Колдуэллу, возглавившему компанию "Форд" после его ухода: "Ваша беда в том, Фил, что вы окончили Гарвард, где вас учили не переходить к действиям, пока не станут известны все факты. В вашем распоряжении имеется 95 процентов фактов, но вы затрачиваете еще шесть месяцев на то, чтобы добыть последние 5 процентов. К моменту, когда вы их наконец добыли, оказывается, что они уже давно устарели, так как рыночная ситуация претерпела изменения. Вся жизнь - это фактор времени".

Применительно к задаче, это можно переформулировать: Проехал 250 км. Зачем?

Holy_Roman_Empire_1648_RU

3. Наша родина – СССР

В школе приучают смотреть на мир, как на данность. Как на срез контрольного образца под микроскопом. А это совсем не так. Мир – это постоянное движение и изменение. Нет постулатов, которые нельзя пересмотреть. Как правило, самое интересное находится там, куда давно никто не заглядывал. Конечно, смотреть на мир, как на процесс, гораздо сложнее. Но и интереснее.

Есть старая история про автомеханика и кардиохирурга. Механик спрашивает:
– Мы же оба, в общем-то занимаемся одним и тем же: перебираем мотор. Почему же ты зарабатываешь в десять раз больше меня?
Хирург заводит двигатель, открывает капот и подводит механика к работающему двигателю: - Перебирай.

00ea8b16

4. Какое животное ближе к охотнику?

Один из самых вредных стереотипов – это наличие одной, единственно правильной точки зрения на вещи, в которых правильного не может быть по определению. В обычной школе, когда ребенок пишет сочинение, единственным критерием его правильности является то, насколько сочинение созвучно словам учителя или тексту, написанному в учебнике. В то время как гораздо важнее попытка ребенка мыслить самостоятельно.
Есть хорошая поговорка: Если в бизнесе два человека думают совершенно одинаково, один из них не нужен.

Специально для Общественной палаты
Tags: технологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 365 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →