Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Categories:

Невидимые ценности

1

В стоимости множества вещей есть невидимые компоненты, значение которых со временем только увеличивается. Думаю, что началось все, как обычно, с магии и мистики - священное дерево, магический камень, амулет шамана...
Потом стали цениться вещи "с историей". По вполне понятным соображениям - из двух совершенно одинаковых колец перстень царя Соломона можно было продать дороже.

С появлением профессиональных скульпторов и оружейников стала цениться работа мастера. Вспомните легендарный поединок между мечами Масамунэ и Мурамаса: для того чтобы сравнить мечи их воткнули в дно ручья, по которому плыли опавшие листья. Листья, прикасавшиеся к мечу Муромаса оказывались рассечёнными пополам, а меча Масамунэ не коснулся ни один.


1

Интересно, что Масамунэ не ставил клейма на свое оружие. Клеймо можно было легко подделать. Известна ссора между двумя японскими оружейниками. Их кузницы находились рядом. И один ворвался к другому с упреками - он по количеству ударов определил, что конкурент ставит не свое клеймо

Церковь добавила еще одно невидимое измерение - аутентичность. Примерно с пятого века было поставленно на поток производство святынь - щепки от Святого Креста, куски плащаницы, молоко Богородицы, сено из яслей Иисуса (известная ошибка евангелиста Луки), бесчисленные мощи святых... Признание подлинности (authenticae) осуществлялось епископом в присутствии церковных сановников. После этого увеличивалась стоимость реликвии - к ней начинали ходить паломники. Так было чудесным образом обретено семь голов и одинадцать указательных пальцев Иоанна Крестителя.

1

Культ оригинала переняли и художники. Если изначально в Европе художники свободно копировали как свои, так и чужие работы, а цена работы рассчитывалась прежде всего исходя из ее размера и стоимости материала (ковер, затканный золотой канителью стоил дороже Рафаэля), то потом система ценностей начала меняться. Стал высоко цениться именно оригинал, а копия картины, даже сделанная этим же художником позднее, имела уже признак вторичности. Что, если посмотреть непредвзято, странно - копия могла быть, как минимум, не хуже. Подразумевается, что только в оригинале можно почувствовать талант автора. Кроме того очень высоко ценится нематериальное сознание того, что какая-то вещь единственная в мире (собственно это не так уж и важно. Любая вещь в мире - единственная)

1

Попробую пояснить. В 1911 году работник Лувра Винченцо Перуджиа похитил Мону Лизу. Потом, через два года, ее довольно странным образом нашли - вор сам откликнулся на газетное объявление. Представьте на минуту, что сейчас в Лувре висит подделка. (А подделывается практически все). Разве что-то от этого изменится? Разве та картина, которой любовались миллионы людей, станет от этого хуже?

1

Наше время добавило еще одно измерение к невидимым ценностям - бренды. Человек покупает "легендарный" бренд и сознание этого невидимого фактора (а также потраченная сумма) поднимает его самооценку. И это вовсе не гарантия качества - точно такая же вещь, сделанная на этой же фабрике, может стоить в несколько раз дешевле

Невидимое продолжает захватывать наш мир

Специально для Общественной палаты
Tags: технологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →