Дмитрий Чернышев (mi3ch) wrote,
Дмитрий Чернышев
mi3ch

Category:
Искусство - не зеркало, отражающее реальность, а молот, формирующий ее
/Бертольд Брехт/

Номер 4. Брюс Науман

1
Брюс Науман (Bruce Nauman; род 1941 г. Форт Уэйн, Индиана, США) — американский современный художник и скульптор-концептуалист. Изучал искусство, а также физику и математику в Висконсинском университете, а затем переходит в Калифорнийский университет и заканчивает его как магистр искусств. Преподаёт в Институте искусств Сан Франциско. В конце 60-х годов ХХ века переходит от живописи к скульптуре, киноискусству и перформансу. В то же время продолжал преподавательскую деятельность в различных университетах США. В 1989 году переезжает в штат Нью-Мексико, где художник по сегодняшний день живёт и работает.

Творчество Брюса Наумана бросает вызов традиционному представлению о том, что художник должен иметь один узнаваемый стиль. С середины 1960-х художник создал большое количество работ в разных медиа - видео, перформанс, инсталляция, энвайронмент, скульптура, графика... Если что-то объединяет эти разные произведения, это убежденность Наумана, что эстетический опыт важнее фактического значения объекта. Он создает ситуации, которые физически или интеллектуально дезориентируют зрителя.



1
«Автопортрет в виде фонтана»
Что делает художника художником? Свой ответ на этот вопрос Науман дал в работе, обыгрывающей среди прочего «Фонтан» Дюшана (1917) как реди-мэйд — предмет (или, в данном случае, человека), который становится предметом искусства потому, что художник объявляет его таковым.

(еще один пример реди-мэйда - поэт Вера Павлова переписывает в виде стихотворения заметку из энциклопедического словаря о гологамии:
Гологамия (греч. holos — полный,
Gamos — брак) — простейший тип
Полового процесса (у некоторых
Зеленых водорослей, низших грибов),
При котором сливаются не половые
Клетки, а целые особи)


Видеоперформансы

Науман пришёл к заключению, что раз он художник и находится в студии, то тогда все, что он делает в студии, является искусством. Искусство с этой точки зрения стало в большей степени активностью, чем продуктом. Науман начал использовать собственное тело как материал. Он записывал себя, производящим простые повторяющиеся действия, посвященные конкретной проблеме, обозначенной в названии фильма. Эти действия часто продолжались на протяжении одного часа — продолжительность видеокассеты.

Одной из самых известных работ этой серии стала «Хождениe по периметру квадрата с преувеличенными движениями». В ней статичная камера наблюдает за тем, как Науман медленно и с напряженным вниманием обходит мастерскую по периметру вычерченного на полу белого квадрата. Его телодвижения странны и неуклюжи. Он напоминает одновременно и ребенка, следующего правилам им же придуманной игры, и доведенную до абсурда пародию на походку женственного гея. Возвратясь в исходную точку, Науман начинает обходить тот же периметр спиной.

Использование пленки как дневника для потока сознания — видео Наумана были идеями и набросками для перформансов, которые он без видео не делал — радикально изменило образы, поведение и категории, которыми мыслит современное искусство.

Науман любит видеоинсталляции "говорящие головы": одна голова в телевизоре, глядя в упор "с последней прямотой" говорит посетителю: "Я не хочу умирать, ты не хочешь умирать, мы не хотим умирать. Это — страх смерти!" На соседнем экране другая голова вторит ей: "Я — хороший парень, ты — хороший парень, мы — хорошие парни. Это — хорошо!"

Инсталляция "Антропология/Социология": голова лысого актера со многих экранов кричит: "Бей меня, ешь меня, Антропология! Помоги мне, накорми меня, Социология!" Если зритель не испугается и останется в этом темном зале на пару минут, то он рискует сам войти в гипнотическое состояние и начнет воспринимать эти крики как некую полифонию. Слова теряют смысл, превратившись в мелодию.


Неон

1
«Настоящий художник помогает миру, раскрывая мистические истины»
Эту надпись Науман вывесил в окне своей мастерской (в Сан-Франциско). Она находилась в здании бывшего продуктового магазина, и странная самореклама художника органично влилась в городской ландшафт из неоновых вывесок соседствующих заведений.

1
каламбур none sing/neon sign
«Моя работа, — говорит Науман, — произрастает из чувства фрустрации, связанного с природой человеческого бытия. И с тем, что люди отказываются понимать других людей. Я, конечно же, не думаю, что я могу это изменить, но это очень уж разочаровывающая часть человеческой истории»

1
в Suite Substitute (1968) два слова налагаются одно на другое и сменяют друг друга. При этом название работы непереводимо, так как слово suite по-английски имеет как минимум четыре значения (комплект, номер люкс, сюита, серия) и является омофоном слова sweet, тоже имеющего несколько разных значений. Когда буквы, составляющие suite, выделяются из слова substitute — замена, подмена, — они визуально делают очевидной всю переменчивость и неустойчивость своих многочисленных, лишь отчасти смежных значений.

1

1
Семь пороков чередуются с семью добродетелями, вспыхивая 14 разными цветами: FAITH/LUST, HOPE/ENVY, CHARITY/SLOTH, PRUDENCE/PRIDE, JUSTICE/AVARICE, TEMPERANCE/GLUTTONY и FORTITUDE/ANGER.

1

1

1

1


Пространства

1
Науман создал множество вызывающих клаустрофобию замкнутых пространств, призванных дезориентировать зрителя. Некоторые коридоры погружены в темноту.
"Потому что пространство сделано из коридора и кончается счетчиком" (с) И.Бродский

В других включали камеры наблюдения и зацикленные видео системы, которые функционировали как электронное зеркало.

1
Работа с двойной стальной клеткой.
Науман хочет быть понятым, но ищет для этого наиболее эффективные способы вызвать состояние аффекта путем причинения зрителю дискомфорта и превращения агрессии в созидание.

1
"Три безжизненных смежных туннеля"
Зритель может попытаться представить, каково это было бы оказаться там внутри


Скульптура

1
Науман также начал отливать человеческие головы. Сохранение следов рабочего процесса всегда были важно для художника в качестве средства выявления природы создания произведения. Во время снятия слепков, модели Наумана дышали через трубку.

1
Науман меняет знакомые формы животных путем перемещения голов и конечностей без связи с анатомической логикой. Ужасные существа похожи на результат пугающих генетических экспериментов.

1

1

1


Звук

Брюс Нуман создал ряд работ, которые можно назвать эфемерными. Произведения, которые фактически сводятся к одному звуку. Одной из самых ранних работ такого рода является инсталляция «Get Out of My Mind, Get Out of This Room» (1968), существующая в виде звука в пустой комнате. Художник записал себя, повторяющим название работы - «Убирайся из моего разума, убирайся из этой комнаты»

У Наумана два венецианских "Золотых льва" за вклад в искусство

1
Генри Мур, обреченный на провал
В основу этой не сразу понятной работы, которая в 2001 году была продана больше чем за девять миллионов долларов на аукционе Christie’s, лег еще один каламбур — сопоставление фраз Henry Moore, bound (Генри Мур, связанный) и идиомы bound to fail (обречен на провал). Работа — слепок, снятый с завязанных веревкой за спиной рук Наумана: либо бессильного скульптора со связанными руками, обреченного на провал жизнью в тени таких гигантов, как Мур; либо же указывающего на обреченность модернизма как проекта, важным представителем которого был Мур. via

скажите свое мнение

талантливо
126(28.5%)
хорошо
98(22.2%)
так себе
77(17.4%)
посредственно
56(12.7%)
ужасно
85(19.2%)
Tags: art, опросы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →